Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов Подарочный сертификат Подарочный сертификат

Журнал «Ролан» Рай: Любовь

Трилогия Ульриха Зайдля не случайно открылась фильмом «Рай: Любовь». Место действия — Африка, с которой все началось. Именно там очутился изгнанный из рая человек. Чем он в скором времени наполнил желтый континент, мы знаем. Что с ним происходит сейчас — тоже знаем. Пришло время узнать, что случилось с самим Человеком.

Африка в XX веке была для большинства европейцев не столько реальным куском суши, сколько символом. Африка — это колонии, которые надо освободить. Африка — это люди, которые счастливы в своем первобытном состоянии. Африка — это голод. Африка — это удивительные пляжи, джунгли и изобилие. Африка — это непрекращающиеся войны. Африка — это первая жертва глобализации. Африка — это колыбель человечества. От этих символов невозможно уйти даже тем, кто не раз бывал там и знает, что все куда сложнее. Что уж говорить о тех, кто там не был. Африка — в душе у каждого.

Не остался в стороне и кинематограф. Постоянной темой картин середины прошлого века были размышления режиссеров о том, как виновата белая цивилизация перед африканцами. Этот вопрос стоял перед каждой бывшей колониальной империей. Францию Африка попросту взорвала: война в Алжире до сих пор помнится французами как событие, после которого внутри нации нечто переломилось.

Антиколониальные фильмы создавались на фоне освободительных движений. Потом появились фильмы Гвалтьеро Джакопетти, который не только обвинил белую нацию в непростительных преступлениях, но и Африку показал дикой, жестокой, бесчеловечной. Африканцы заливали все вокруг себя кровью, как только белые переставали их сдерживать, доказывал Джакопетти. Мир не принял высказывания Джакопетти, уничтожил его карьеру и забыл о нем.

Ульрих Зайдль в чем-то сродни Джакопетти. Основная идея его творчества заключается в том, что современный человек ведет себя как животное, вернее — еще более отвратительно. Животное следует своим инстинктам. Человек — тоже, хотя и надевает на себя маску цивилизованности. Он заботится о том, как выглядит и что говорит, но следует все равно лишь инстинктам, самым примитивным и гадким, и потому — ужасен. Скандальные фильмы Зайдля, игровые и документальные, исследуют западного человека и разоблачают его. Все эти ленты слишком безжалостны, чтобы стать любимыми, и слишком талантливы, чтобы на них не обращали внимания.

«Рай» — большой проект, в котором Зайдль собирается программно изложить свой взгляд на современное человечество. Первая его часть, «Любовь», была представлена на Каннском кинофестивале и, естественно, принята очень холодно, потому что Зайдль пошел здесь против всех. Ему еще могли бы простить, если бы он просто выступил против «разлагающегося» Запада: современный кинематограф вообще не жалует нашу цивилизацию. Но Зайдль столкнул Европу с Африкой, чтобы показать: ни там, ни там человек не достоин восхищения.

Героиня «Любви», немка, приезжает в Кению отдыхать. Это немолодая, полная, не слишком образованная женщина, типичная представительница среднего класса. В Кению она прибыла не только ради солнца и песка. Дело в том, что почти все кенийские мужчины, которые не могут устроиться на работу, находят средства на пропитание, становясь любовниками пожилых европеек. Чаще всего это банальная проституция, но самые умелые, тонкие и красивые кенийцы надолго становятся альфонсами при состоятельных дамах из Европы. Они изо всех сил демонстрируют свою любовь, а взамен получают деньги. У кенийцев при этом есть семьи (и жены), которые живут на эти деньги, прекрасно зная об их происхождении, и не находят в этом заработке ничего дурного. А европейки делают вид, что верят в любовь своих ухажеров. Иногда даже на самом деле верят.

В ярких красках, во всех подробностях, иронично и лирично одновременно, Зайдль представляет зрителю ситуацию, из которой нет выхода. Не для героев, а для человечества. Сместились все моральные критерии, и тотальная проституция ни африканцам, ни просвещенным европейцам не кажется чем-то дурным. Любовь физическая и любовь душевная перемешались с чем-то, напоминающим зыбкий песок, через который героиню ведет ее чернокожий герой. Зайдлю жаль их всех, но и молчать он не может.

Фильм снят в документальной манере, но при этом все подано нарочито условно. Толпы кенийцев безмолвно озирают ряды шезлонгов с покоящимися на них европейскими телами. Кенийцы здоровые, красивые, но нищие. Европейки больные, уродливые, но богатые. Их отношения, на показ которых Зайдль не скупится, выглядят настолько отталкиваю — щими, что вызывают не отвращение, а сострадание и нервный смех. Это эпатирующее кино, которое не заканчивается «Любовью». Уже готова следующая часть (она будет показана в Венеции), где речь пойдет о месте религии в жизни современного европейца, а после будет нечто еще более шокирующее, связанное с потерей невинности. Африкой явно дело не кончится.

Журнал «Ролан» № 7 сентябрь 2012 Автор: Сергей Сычев

Вернуться к перечню статей | Все номера