Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов Подарочный сертификат Подарочный сертификат

Журнал «Ролан» Правда Измены

Те, кто знаком с Кириллом Серебренниковым по его фильмам и самым известным спектаклям, не узнают его в «Измене». В новом фильме нет ни переполненных афоризмами монологов, ни юмористических сценок, ни парафразов Шекспира в современном ключе, ни реверансов в сторону русской интеллигенции. Это интеллектуальное и одновременно страстное кино, изощренно срежиссированное, сыгранное и снятое. Картина вошла в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля этого года.

По мнению многих, на сегодняшний день «Измена» — высшее достижение режиссера Серебренникова, созданное, правда, вне парадигмы отечественного кино. Да и европейского, впрочем, тоже. А самостоятельность вообще редко поощряется, для ее оценки нужно время. Серебренников создал пространство вне границ, и при этом очень понятное, конкретное, узнаваемое. У его героев нет имен, даже в титрах написано: «Он», «Она». Но это отсутствие имен замечаешь только после середины фильма — так искусно прописаны диалоги и выстроена драматургия. Он и Она сразу и напоминают кого-то, и в то же время вам совсем незнакомы. Это уже потом понимаешь, что играют героев в основном иностранные актеры, а российские артисты лишь озвучивают роли.

Кирилл Серебренников уже здесь, в Венеции, сказал: «Мне не хотелось, глядя на актеров, вспоминать, в каких сериалах они снимались и на ком они женаты». Но причина не только в этом: дубляж незаметен во время просмотра, но ощущается как некий дискомфорт, рождающий дистанцию. Эта дистанция Серебренникову была необходима, потому что тема фильма слишком серьезна и требует отстраненного осмысления.

Начинается картина таким образом, что сразу становится ясно: в жизни так не бывает, перед нами именно кино, которое и нужно смотреть как кино. Некий мужчина приходит к врачу-кардиологу проверить сердце. Обследование ему не нужно, это на работе просили, а так он на сердце не жалуется. «А у меня в последнее время оно не очень, — говорит женщина-врач задумчиво. — Мне изменяет муж. С вашей женой». Перепуганный мужчина уходит от странного врача. На остановке, прямо за его спиной, джип врезается в стоящих там людей. Трупы, смерть. Цепочка совпадений невероятная, но нужно принять правила этой игры, которая временами будет приобретать почти театральную условность, а временами переходить к натуралистической хронописи. Серебренников не дает понять, происходит ли действие в Москве или в провинции, мы знаем только, что холодно, осень, а потом еще холоднее — зима.

Подозрение, смерть, месть, любовь, предательство, любопытство, страсть, умиротворение, жестокость и… измена, которая, по своему корню, изменение, перемена. Серебренников пытается разобраться, что именно меняется, когда изменяют. И — кто меняется. Для этого нужно отбросить все лишнее, найти одинокую и несколько сюрреалистичную гостиницу (гостиница как бездомность, отсутствие уюта, пустыня), куда снова и снова режиссер приводит главных героев, пока измена-перемена не будет осмыслена и прочувствована в полной мере. Оператор не пользуется штативом. Нет музыки, кроме эмбиента в некоторых частях фильма. Минимум персонажей, каждый из которых строго функционален. Это притча, в которой холод и отчуждение слишком сильны, чтобы не прорваться с экрана к зрителю. Он же, вместе с режиссером, размышляет, пытается понять странный феномен, с которым многие сталкивались, но чаще всего никто до конца так и не понял. В современном мире с изменой чаще всего ничего не меняется, ее стали воспринимать как нечто естественное, ее узаконили и сделали почти нормой. Но измена, как показывает Серебренников, совершает действие субстанциальной глубины, и в холодном мире становится еще холоднее. Хотя в теплом и влажном воздухе Венеции приятнее об этом совсем не думать.

Журнал «Ролан» № 7 сентябрь 2012 Автор: Сергей Сычев

Вернуться к перечню статей | Все номера