Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов Подарочный сертификат Подарочный сертификат

Журнал «Ролан» К имеющим уши

Суровость каннского лауреата Кристиана Мунджиу в фильме «Четыре месяца, три недели и два дня» многих отпугнула. Слишком реальной и страшной выглядела как бы подсмотренная сцена подпольного аборта. «За холмами» — мягче и как-то привычнее, а главное — актуальнее именно для русского зрителя, что неожиданно.

Неизвестно, что бы сказал румын Мунджиу, если бы он увидел наши картины «Остров», «Скоро весна» или «Инокиня». Наверное, лишь то, что он в своем фильме «За холмами» уже высказался на эту тему и ничего добавить не может. И не нужно, потому что этого высказывания вполне достаточно, для того чтобы поставить фильм Мунджиу среди важнейших премьер осеннего сезона.

Мунджиу рассказывает историю двух девушек, которые когда-то давно были близкими подругами. Потом одна из них уехала работать в Германию и осталась там. Вторая, румынская провинциалка, живет на родине. Она стала верующей и живет послушницей на православном подворье, готовясь стать монахиней. В этот момент к ней и приезжает подруга, которая соскучилась и хочет забрать ее к себе в Германию. Не потому, что там легко и богато живется (скорее наоборот), но чтобы быть вместе, как раньше. Потому что человек не может быть один.

Но девушка уже не одна благодаря своей вере. Она нашла нечто большее и хочет жить по-новому, уже живет. Конфликт обозначен. Сделано это более резко, чем в любой из отечественных картин (самая близкая по настроению — «Скоро весна» Веры Сторожевой). Упомянутый русский фильм — необычная по обстоятельствам мелодрама. «За холмами» — не менее необычная драма.

Немецкая подруга воплощает собой Европу, какой она сейчас является. Героиня знает, что все ценности рухнули. Нет ни родины, ни веры, ни равенства, ни справедливости. Ничего, во что можно верить, кроме одной, последней ценности — человека, который тебе близок. Она, эта подруга, знает свою правоту, чувствует ее, готова за нее бороться с теми или даже с Тем, кто пытается отнять у нее единственного близкого ей на Земле человека.

Румынская подруга не знает, как быть. Когда-то вера стала для нее убежищем от одиночества и сомнений. Она пришла в монастырь, чтобы никогда больше не быть одной и всегда знать, что ей делать. Монастырь — почти такой же, как русский. Строгая дисциплина, настоятель, который не может уделить должного внимания всей пастве, но готов слушать и принимать тех, кто к нему придет. И отпускать тех, кто захочет уйти. Суровый верующий человек, который знает, что без подвижничества и самоотвержения религиозная жизнь невозможна. Сестры преклоняются перед ним и живут радостно и мирно.

Но как быть, когда сталкиваются две правды? Мунджиу заставляет героинь идти навстречу друг другу. Немецкая подруга пробует жить по монастырскому уставу. Она готова ходить на службы, работать, стоять на коленях, даже пойти на исповедь. Но она не готова верить ни во что, кроме своего чувства. А это опасный путь.

Две правды не могут существовать вместе. Начинаются «взрывы» (или срывы?), один сильнее другого, и что будет в результате, никто сказать не может. Мунджиу в своем глубоком и умном фильме пытается сказать, что современная цивилизация, разуверившаяся в духе и разуме, разочаро — вавшаяся во всем, не терпит рядом с собой веры, а вера, в свою очередь, не принимает безверия.

Конфликт ведет к катастрофе. Оператор Олег Муту (он же снял «Счастье мое» и «В тумане» с Сергеем Лозницей) отстраненно и беспристрастно свидетельствует о ней. Мунджиу, как и в случае с его фильмом об абортах, не знает, где выход. Он видит уродливость ситуации, где все правы по-своему, но мир между ними невозможен.

Режиссер лишь призывает задуматься. Две женщины, каждая из которых любит. Две любви, каждая из которых несет гибель другой. Две человеческие трагедии, мимо которых нельзя пройти, потому что они касаются не только румын или немцев. Они касаются всех. Попробуем услышать.

Журнал «Ролан» № 7 сентябрь 2012 Автор: Сергей Сычев

Вернуться к перечню статей | Все номера