Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов Подарочный сертификат Подарочный сертификат

Журнал «Ролан» К зрителю

«Российское кино — прогноз на завтра» — девиз фестиваля «Окно в Европу», который часто в шутку называют 3D-фестивалем, потому что в отдельных конкурсах здесь представлены все виды кинематографа: игровые, документальные и анимационные фильмы. Причем созданные как мастерами отечественного кино, ведущими режиссерами, так и дебютантами. А это, согласитесь, уже почти 5D.

В конкурсные и внеконкурсные программы этого года вошли фильмы самых разных тем, жанров и направлений. Таким образом фестиваль «Окно в Европу» в очередной раз стал площадкой поиска и эксперимента, творческой культурологической лабораторией, где можно было проанализировать состояние современного российского кино, оглянуться на лучшие примеры прошлого и даже заглянуть в будущее отечественной киноиндустрии. Итоги ХХ, юбилейного фестиваля подтвердили общую тенденцию: жюри трех конкурсов отметило фильмы, отличающиеся творческим поиском и следованием лучшим традициям российского кино. Но главным делом фестиваля, созданного двадцать лет назад — в годы кризиса российского кинематографа и проката, было и остается продвижение российского кино к зрителю. Большинство фильмов из разных программ этого фестиваля уже вышли в прокат или готовятся к выходу на экран.

Выборг ХХ: день первый
…Низкое, свежее, чистое, промытое не поливальными машинами, а настоящим ночным дождем выборгское прекрасное утро приветствовало гостей фестиваля. Чемоданы, гостиницы, аккредитация… И вот уже вспыхивает фейерверк с пылающей огнями римской двадцаткой, в небо торжественно взмывают разноцветные шары, а по красной дорожке главной фестивальной площадки — кинотеатра «Выборг Палас» — ступают режиссеры Роман Балаян, Владимир Хотиненко, Андрей Прошкин, Оксана Бычкова, Борис Хлебников, Андрей Смирнов, Андрей Зайцев, Михаил Павлов, Сергей Снежкин, актеры Ксения Раппопорт, Ольга Будина, Наталья Громушкина, Борис Львович, Татьяна Лютаева, культуролог Кирилл Разлогов, критики Дина Годер и Юрий Богомолов, писатели Юрий Поляков, Аркадий Инин, Михаил Мишин, а вслед за ними — все гости и участники кинофестиваля, журналисты и, конечно же, зрители. Фильмом церемонии открытия стала историческая драма «Орда», режиссер Андрей Прошкин представил участников съемок — актрису Розу Хайруллину, звукорежиссеров Максима Беловолова и Антонину Балашову. Мощный, пронзительный, по-степному скупой на сантименты, при этом завораживающе проникновенный фильм о подвиге веры и жертве митрополита Алексия времен татаро-монгольского ига, наверное, стал лучшим подарком первым зрителям XX кинофестиваля «Окно в Европу».

Выборг ХХ: день второй
Конкурс игрового кино «Осенние премьеры» открывает картина классика российского кинематографа Виталия Мельникова «Поклонница» (приз «Золотая ладья», 2-е место, приз Президента фестиваля). 

Второй фильм конкурсной программы — трагикомедия «Пять звезд» режиссера Вячеслава Яковлева. Картина тепло принята зрителями, в первую очередь благодаря прекрасной игре актерского ансамбля, в котором нельзя не отметить Елену Яковлеву и Татьяну Лютаеву.

Новая фестивальная площадка — городская библиотека, построенная финским архитектором Алваром Аалто, — гордость Выборга. В конференц-зале библиотеки, этого настоящего храма искусства, проходят показы конкурсов неигрового и анимационного кино. А по вечерам в течение пяти фестивальных дней библиотека превращается в роскошный оперный зал: здесь проходят показы программы «Киноантракт. Классическая опера», на которые собирается весьма много благодарных зрителей — когда еще можно увидеть Венскую оперу с первого ряда?

Один из самых ярких фильмов документальной программы этого дня — «Россия. Позитив» режиссеров Ашота Джазояна и Армана Еритсяна (специальный приз жюри кинофестиваля «Окно в Европу» «За талантливый и позитивный взгляд на Россию»). В этот день был показан еще один фильм, которому суждено было стать лауреатом фестиваля, — «На мне крови нет» режиссера Светланы Стасенко (диплом жюри «За мужественную попытку спасти невиновного человека»).

В этот день Выборг чествует лауреатов первого фестиваля «Окно в Европу». Фильм Карена Шахназарова «Сны» стал победителем конкурса 1993 года. В кинотеатре «Выборг Палас» — творческий вечер режиссера. Карен Шахназаров оставил отпечаток ладони для «Аллеи звезд» Выборгского фестиваля и представил свою новую картину «Белый тигр».

«Дорожная карта» — первый круглый стол в программе юбилейного фестиваля, инициированный некоммерческим партнерством «Киноальянс». Фестиваль российского кино «Окно в Европу» всегда был исследовательской лабораторией кинематографа, где рождались неординарные идеи и обсуждались острые темы. Олег Березин, президент партнерства «Киноальянс»: «Можем ли мы сами что-то решать и быть инициативными, влиять на развитие кинематографии и активно участвовать в этом процессе?»

Армен Медведев: «Государство прежде всего должно создавать правила игры, которые примут и будут выполнять кинематографисты».

Алексей Рязанцев, «КАРО»: «Что касается квотирования, я для себя понял, что это путь в никуда. Ничего квотировать не нужно, если есть история, есть фильм — значит, будет и зритель».

Геворг Нерсисян, «Парадиз»: «Если представить, что государство не финансирует рынок, то появляется возможность финан-сирования частными деньгами, которые, в свою очередь, будут иметь перспективу собирать большие деньги. А сейчас такой возможности нет. Государство должно обеспечить механизмы, чтобы частные деньги пришли на рынок».

Клуб неформального общения «Подоконник» — новая «фишка» фестиваля. Вечером, после окончания конкурсных просмотров, в кабинет-баре гостиницы «Виктория» собираются журналисты, гости и участники фестиваля, беседы ведутся в свободной, дружеской и творческой атмосфере. Первыми на «Подоконник» клуба уселись Карен Шахназаров и Владимир Хотиненко, чьи фильмы «Сны» и «Макаров» разделили главную награду первого (тогда еще зимнего) Выборгского фестиваля 1993 года. Кино и история, былое и думы, студенты и огромный киноконцерн — обо всем говорилось во время этого, самого интеллектуального, джанкета фестиваля, который наверняка войдет в историю не только «Окна в Европу», но и российского кино.

Выборг ХХ: день третий
В конкурсе «Осенние премьеры» — фильм «Все ушли» режиссера Георгия Параджанова (Главный приз жюри «За гуманизм и верность традициям», специ — альный приз жюри за лучшую операторскую работу Сергею Мачильскому).

Георгий Параджанов: «При первой встрече Мачильский признался, что сценарий ему безумно нравится и он хочет его снимать. „Моей самой большой ошибкой было бы отказаться снимать это кино”, — сказал он тогда. …Тбилиси называют маленьким Парижем. Он действительно им стал. Перед съемками я две недели бродил по старым улицам, заходил в старые дома. Я хотел вернуться к тем запахам, к тому удивительному, потерянному. Я категорически отказывался что-то достраивать. Самое для меня было страш-ное — попасть в фальшь».

В анимационной программе дня — «Умба-Умба» (диплом жюри «За черно-белый юмор шахтерской байки и жизне-утверждающее начало творческого пути»). Выпускник школы-студии «Шар» Константин Бриллиантов показал удивляющую виртуозной легкостью и черно-белой, как и сама реальность, контрастностью ленту о жизни, смерти и снова жизни шахтеров, а на самом деле — о дуалистичности бытия.

Конкурс неигрового кино: «Кино кончилось» режиссера Ирины Васильевой (Главный приз в конкурсе неигрового кино). В этом фильме, ведущем к поискам новых форм, поражает внимание к герою, который делается почти родственником, членом семьи…

Круглый стол «Фестивали в России: задачи, достижения, проблемы».
Тема дискуссии — новые формы взаимодействия фестиваля со зрителем и кинопрокатом, роль фестивалей в появлении новых имен. Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ: «Фестиваль сегодня играет роль дополнения к прокату, способствует расширению диапазона доступного материала для показа тех фильмов, которые не дойдут иначе до экрана. Это главная задача фестивального движения России».

Геворг Нерсисян, генеральный продюсер фестиваля «Окно в Европу»: «Фестиваль должен делать нечто для продвижения фильмов к зрителю, для индустрии. Это долгий процесс, который относится ко всему хорошему кино. Мы выстроили свой бизнес-план так, чтобы иметь возможность составлять программу показов отечественных картин. В первом полугодии у нас в кинотеатрах на отечественных фильмах наполняемость залов была тридцать восемь процен — тов. Зрителю стало интересно, а фестиваль — это хороший пиар. Нам всем не хватает еще одного, зимнего фестиваля, который бы занимался картинами, которые выходят с января по май. Тогда год будет «закрыт» полностью и картины получат поддержку, узнаваемость и событийность. А национальными должны быть только премии, и их может быть больше, не только «Ника» и «Золотой орел».

Александр Герасимов, директор Открытого фестиваля анимационного кино в Суздале: «Наши мультфильмы вообще никому не нужны. Подавляющее большинство мультфильмов — это короткометражки, в прокат у нас выпускается два мультфильма в год. Мы 17 лет проводим крупнейший национальный фестиваль в Суздале. Мы показываем там практически все… Фестиваль сегодня — один из самых эффективных способов продвижения продукции».

Армен Медведев: «Каждый фестиваль — стартовая площадка для выпуска фильма. Это один из путей, когда автор может надеяться на поддержку киносообщества. Второй момент — премьерность. От нее мы никуда не уйдем. Я думаю, фильм, который „отработан” прессой, для фестиваля не интересен. Что же до здоровой конкуренции между фестивалями, то авторы и создатели сами должны решать, кому отдавать фильм, согласно своим предпочтениям».

Выборг ХХ: день четвертый
В конкурсе игрового кино «Осенние премьеры» — «Шопинг-тур» режиссера Михаила Брашинского (Главный приз жюри «За юмор и жанровую дерзость», специальный приз жюри за лучшую женскую роль Татьяне Колгановой, приз Гильдии киноведов и кинокритиков России).

Михаил Брашинский: «Надеюсь, вы поняли, что картина — мое признание в любви Финляндии и финнам. А если серьезно говорить, мне кажется, мы не придумываем истории. Они придумывают нас. …Я даже сам не знаю, что за жанр у этого фильма. Мне кажется, он сделан так, что через каждый шаг там все переворачивается. Там есть элементы психологической драмы, есть элементы триллера, зал смеялся в какие-то моменты — можно сказать, что это и комедия. Самое приятное — наблюдать за живой реакцией людей. Мой первый фильм „Гололед” — это был крик души, нечто более интимное. Здесь у меня другая задача — снимать развлекательное кино. Я стал старше на десять лет после „Гололеда”. Мне кажется, что развлекательное кино — не низменный жанр, это очень трудная работа».

Татьяна Колганова: «В данном случае вопрос о гонораре был задвинут далеко. Поснимайтесь с мое в бездарных сериалах… Когда наконец-то появилась эта история, я не поверила своим глазам. Когда дело дошло до удивительного пиршества финнов, хохотала как безумная. А когда стала примерять роль на себя, стала плакать».

Уже не первый год в рамках фестиваля демонстрируются работы студентов ВГИКа, но впервые показ программы «Прогноз на завтра. Молодое кино» проходил на главной площадке фестиваля, в кинотеатре «Выборг Палас». Это реальное завтра нашего кино. Например, в прошлом году в студенческой подборке была показана дипломная работа ученицы Сергея Соловьева Сони Карпуниной, в этом году ее первая полнометражная картина «Все просто» вошла в программу конкурса игрового кино. Но об этом фильме чуть позже.

В анимационной программе — «Чинти» режиссера Натальи Мирзоян (диплом жюри «За изобретательное использование чая в создании живописной истории об индийском муравье»).

Наталья Мирзоян: «Действие фильма происходит в Индии. Почему-то мне показалось, что может быть интересно использовать чай…».

В конкурсе неигрового кино — «Леша» Елены Демидовой (диплом жюри «За правду жизни»). Леша ведет режиссера по царству теней, рассказывая об обитателях домов, которых нет, так, будто все еще живут прямо здесь и сейчас, только в доступном лишь Леше измерении.

Елена Демидова: «Кино снято за час, одним кадром. Наш герой — тот человек, который сам держит паузу. Я поняла, что все идет само. Мне нужно было просто замереть с этой камерой».

«Подоконник». Поток бессознания.
Вечером этого дня на «Подоконник» по очереди «приземлялись» три интересных молодых режиссера, и все трое были настроены на откровенный разговор. Артем Аксененко, режиссер, чей дебютный фильм «Мужчина с гарантией» был показан в программе «Гала-премьеры»: «Я пошел бы либо в гостиничный бизнес, либо в режиссеры кино и телевидения. Но на первом курсе Университета Натальи Нестеровой Одельша Агишев рассказал нам, что такое мировой кинематограф, что с этим можно сделать, и я понял, что мне это близко… Спасибо Федору Сергеевичу Бондарчуку, за то что он снялся в моей короткометражке…»

Павел Руминов, режиссер фильма «Я буду рядом» (конкурс «Выборгский счет», приз «Золотая ладья», 3-е место), рассказал о прокатной судьбе своей картины: «Все плачут, но никто не покупает», и о заветном: «Мечта не в том, чтобы снять один фильм и два года петь одну и ту же песню. Мечта в том, чтобы стабильно снимать каждый год».

Андрей Зайцев, член жюри неигрового кино (его фильм «Бездельники» стал лауреатом фестиваля «Окно в Европу» -2011), поведал о том, что такое российский «самокат», и признался, что только приз, который получили в Выборге «Бездельники» в прошлом году, вдохновил продюсеров картины сделать его премьеру и выпустить DVD. Теперь можно подумать и о творческих планах. Андрей Зайцев мечтает снять фильм с музыкой Челентано про подростков из спального района, а также серьезный, правдивый фильм о ленинградской блокаде.

Выборг ХХ: день пятый
В конкурсе игрового кино «Осенние премьеры» показан фильм «Доктор» режиссера Владимира Панкова (диплом жюри «За оригинальность музыкального решения», приз имени Станислава и Андрея Ростоцких).

Владимир Панков: «Мы хотели через музыку, через фантасмагорию показать весь ужас происходящего».

Дмитрий Чернов, звукорежиссер: «Для меня это было необыкновенное путешествие. Первый вызов был в том, что приходит режиссер-музыкант со своими решениями. А что остается мне и моей команде? Но оказалось, что режиссер готов к диалогу. Такой режиссер — это подарок. У нас рождались идеи, которые Володя с радостью принимал. Картина является смешением жанров как по режиссуре, так и по звуку». Вторая картина конкурса игрового кино — «Энтропия (Дом-2012)» режиссера Марии Саакян (приз имени Саввы Кулиша «За творческий поиск»).

Мария Саакян, режиссер: «В какой-то момент ты не можешь не отреагировать на то, что вокруг тебя происходит. Мы хотели просто поставить зеркало перед современностью. Сценарий показался идеальным срезом пустоты. …На мой взгляд, детям это кино смотреть нельзя, так же как детям нельзя подходить к включенному телевизору».

Григорий Матюхин, соавтор сценария: «Были прописаны все диалоги и монологи, но процентов на тридцать это импровизация. Мы снимали то, как Собчак с Германикой взаимодействуют. Такие персонажи формируют сейчас нашу актуальную культуру, в связи с телевизором и т. п. Если они вам показались ужасными, то, с моей точки зрения, все получилось».

В программе «Гала-премьеры осени» — «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова, который приехал в Выборг, чтобы представить свою ленту. Фильм вызвал настоящую бурю разнообразных отзывов, — во всяком случае, равнодушных после просмотра не было.

В анимационной программе — картина Дмитрия Геллера «Я видел, как мыши кота хоронили» (специальный приз жюри «За создание пленительной атмосферы китайской сказки»).

Дмитрий Геллер: «На форуме в Китае мне предложили прочитать лекцию. Я ответил, что я не педагог, но единственная понятная мне форма обучения — создать кино вместе со студентами. Они согласились на мои условия и мой сюжет. Мы выбрали эту лубочную притчу, а потом оказалось, что в  китайской культуре есть нечто похожее, только с драконом».

Выборг ХХ: день шестой
В конкурсе игрового кино «Осенние премьеры» — фильм Сони Карпуниной «Все просто» (приз Международной конфедерации союзов журналистов за сценарий, диплом жюри — Агнии Кузнецовой за лучшую женскую роль второго плана, приз имени Саввы Кулиша «За яркий и талантливый дебют»).

Соня Карпунина: «Мы хотели бы посвятить показ Никите Имшанову. Роль писалась специально для него, но он погиб. Мы вместе с ним придумали эту историю еще на третьем курсе ВГИКа. Мы не нашли исполнителей на многие роли, — во всяком случае, с ролью Нади было именно так. …В этом фильме, по сути дела, никто не играет. Мне кажется, что это больше вопрос личного восприятия: верить или не верить».

«Соловей-Разбойник» режиссера Егора Баранова (приз «Золотая ладья», 1-е место в кон — курсе «Выборгский счет»).

Егор Баранов: «Это беспощадная комедия. Если воспринимать фильм шире, то для меня в нем есть некая философская составляющая, завуалированная под вестерн, выброс безбашенной иронии. Крови так много, чтобы было понятно, что это не всерьез. В этом есть гротеск».

Сергей Бадюк: «Сценарий писался девять лет назад. Я участвовал в его написании. Мы с Охлобыстиным дней пять работали вместе, и я был первым человеком, который потом прочитал готовый сценарий. Тогда я Ивану сказал, что, если кто-то вместо меня сыграет Молота, я не прощу».

Игорь Жижикин: «На костюме в финальной сцене я настоял: хотел, чтобы герой был в своем лучшем виде. И это единственное, что мне удалось „продавить”. К боевым сценам я привык. При всей моей физической подготовке играть в „Соловье” было очень сложно. Это не муляжи сабель самурайских, там все по-настоящему. Все было сложно, но интересно».

Любовь Калинская: «Ключевая женская роль в нашем фильме: с одной стороны, героиня — прима, оперная певица. Но с другой стороны, требовалось, чтобы она базукой управляла как мужчина. Мы решили, что это может быть только Оксана Фандера».

Анимационное кино — «Заснеженный всадник» режиссера Алексея Туркуса (главный приз жюри). Почти исповедальная, по-детски нежная, но при этом глубоко реалистичная картина. Режиссер, с присущим ему юмором, динамикой и немыслимой фантазией, погружает зрителя в волшебный мир своих воспоминаний об отце, знаменитом архитекторе Михаиле Туркусе, говорящем в фильме глубоким, умным и скептичным голосом Александра Адабашьяна. Тонкая тональность трепетной сыновней любви отзывается в сердце каждого зрителя.

Алексей Туркус: «Мои детские воспоминания — тайна, которой не стесняешься, которой, наоборот, хочется поделиться. Хотелось сделать фильм об отце, потому что он в моей жизни занимал особое место».

В прекрасно отреставрированном зале выборгской гимназии — музыка Баха, Чайковского, Римского-Корсакова, Десятникова и, конечно же, Таривердиева. Концерт-поздравление ХХ кинофестивалю «Окно в Европу» от Международного музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга». Его организатор и творческий вдохновитель — пианист, заслуженный артист России Алексей Гориболь. Алексей Гориболь: «Выборг — удивительный город, он объединяет пространства, делает людей ближе друг другу. И сегодня здесь мои друзья, для которых хочется играть».

Вера Таривердиева: «Сегодня важный день — завершение музыкального фестиваля, на котором присутствуем мы, участники фестиваля кинематографического. И как знать, может быть, мы с вами начинаем новую традицию».

А с «Подоконника» слышна совсем другая музыка. Гость клуба — питерская певица и композитор, лидер популярной инди-группы Chikiss Галина Чикис, автор эксклюзивного саундтрека к фильму Сони Карпуниной «Все просто». Романтическая комедийная мелодрама о жизни московской золотой и творческой молодежи развивается в обрамлении оригинальных пронзительных композиций незауряд — ного питерского музыканта…

Выборг ХХ: день седьмой
На экране кинотеатра «Выборг Палас» — вторая программа «Молодое кино ВГИКа». Гала-премьера осени — фильм режиссера Виктора Шамирова «Со мною вот что происходит», в котором звучит музыка Микаэла Таривердиева. Фильм закрытия фестиваля «Окно в Европу» -2012 — «Любовь с акцентом» Резо Гигинеишвили. Для представления картины в Выборг приехали продюсер Игорь Мишин и исполнитель одной из главных ролей Филипп Янковский.

В Выборге — День города, толпы приезжих, все площади и залы переполнены, ярмарка ремесел на старинной площади. Участники фестиваля закупают сувениры, а впечатлений за семь дней накопилось столько, что хватит на целый год.

Гости едут в замок. Флаги, стяги, почетный караул, цветы, улыбки, теплые слова… Призы, дипломы, специальные призы… Ожидание, приятное удивление, радостные слезы, отсутствие слов… И много улыбок.

Фестиваль завершен. Салют над Выборгским замком, салют над городом. Салют двадцати трудным годам фестиваля российского кино «Окно в Европу».

Журнал «Ролан» № 7 сентябрь 2012

Вернуться к перечню статей | Все номера