Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов Подарочный сертификат Подарочный сертификат

Журнал «Ролан» Holy motors

Среди премьер этого года выделяется долгожданный фильм Леоса Каракса, культового режиссера, которого одни почти боготворят, а другие при упоминании его имени недоуменно пожимают плечами. Каннский хит, фаворит, обойденный призами жюри и восторженно принятый прессой, Holy Motors можно будет увидеть и в России — стране, с которой этот фильм тесно связан.

Среди французских режиссеров Леос Каракс выделяется особой страстностью, которая так близка русскому человеку и так странна для более хладнокровного, цивилизованного европейца. Каракс никогда цивилизованным не был. Он — дикарь. И в качестве своего альтер эго он с самого начала кинематографического пути выбрал актера с дикарской внешностью — Дени Лавана.

Лаван грубо сложен, у него странное лицо, на котором — следы неукротимых страстей. Каракс снял его во всех своих фильмах, кроме «Полы Икс», где актера заменил более подходящий для роли экзальтированного писателя Гийом Депардье. Лаван воплощает в себе страсть, силу и трагизм. Ведь Леос Каракс не любит хэппи-эндов, они противоречат его натуре. Это натура романтическая. В романтизме лирический герой бросает вызов всему миру и гибнет, не сдавшись. Дени Лаван, являясь достойным преемником и альтер эго Каина Марвела, транслирует новый романтизм, своего рода «каинианство». Игра Лавана, с его ужимками, сальто-мортале, хрипом и нервным взглядом, — перманентное самоубийство, вызывающий, дикий и неизбежный путь к смерти. В душе более русский, чем француз, Каракс не так часто бывает во Франции, и там его не любят. Он женился на прекрасной актрисе Екатерине Голубевой и жил с нею долго и счастливо, бывал с ней в России, даже играл иногда в тех же фильмах, что и она. Он снял ее в «Поле Икс». Она и Гийом Депардье играли любовников, чье чувство должно было трагически прерваться. Спустя несколько лет Гийом Депардье умер. Вскоре умерла и Катя Голубева.

Двенадцать лет прошло с момента выхода «Полы Икс», и за это время Леос Каракс не снял ни одного полнометражного фильма. Было несколько короткометражек, среди которых — маленькая новелла к альманаху «Токио», которую он назвал по-бунтарски: «Дерьмо». Так звали персонажа Дени Лавана, который вихрем несся сквозь весь мир, расшвыривая в разные стороны случайных прохожих. Больше полнометражных фильмов у Каракса не было. Как он сам говорил: «В мире не хватает безумных продюсеров, чтобы дать мне на фильм денег». Все потому, что в «Любовниках с Нового моста», единственном своем фильме с хеппи-эндом, Леос Каракс превысил бюджет в несколько раз, а позже его «Полу Икс» публика сочла провалом.

Картина Holy Motors снята Леосом Караксом в память о своей жене Кате и подписана, специально для нее, по-русски. Это первый фильм Каракса, который открывается лично им самим. Подобно юноше из «Крови поэта» Жана Кокто, он входит в свое кинематографическое зазеркалье, где за него живет Дени Лаван — отражение, образ, дух.

Постаревший Лаван садится в лимузин и едет. Его работа — надевать маски и участвовать в странных ролевых играх. Он превращается то в ниндзя, то в умирающего гангстера, то в героя мюзикла, то в Дерьмо — героя из фильма «Токио». Как будто он актер, который снимается то ли в разных фильмах, то ли в реалити-шоу. Бежит время, и нужно выходить из роли, садиться в лимузин и ехать дальше, к новой игре, новой маске. Зазеркалье — отражение жизни, в которой человеку приходится постоянно меняться, чтобы существовать. Герой Лавана — усталый, немолодой человек. Яркость временных образов для него уже потускнела, он одинок, а многочисленные партнерши по работе кажутся такими же ирреальными, придуманными, как и вся его личная вселенная. Лимузин везет человека, высаживает и принимает снова. Водитель то ли управляет машиной, то ли просто сидит за рулем, играя свою роль, но ничего не решая.

Катя Голубева вряд ли хотела бы, чтобы посвященный ей фильм Леос снял меланхоличным и упадочным. Скорее, она предпочла бы кинематографический праздник, фейерверк бунтарства, который характерен для ее мужа. И неуживчивый, колючий Каракс устроил этот карнавал. Режиссер, всю жизнь проживший под псевдонимом Леос Каракс (анаграмма его имени Александр Оскар Дюпон), бешено веселится, но при этом из глаз его брызжут слезы. Ему безгранично жаль, что он потерял Катю, своего друга и жену. Жизнь стала призрачной. Люди сменяют друг друга, как и фильмы, но чувство реальности пропало. Горечь художника и человека, радостного бунтаря и печального клоуна, фантазера и философа, русского и француза — это Holy Motors. Лучший фильм Леоса Каракса.

Журнал «Ролан» № 7 сентябрь 2012 Автор: Сергей Сычев

Вернуться к перечню статей | Все номера