Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Каннибалам вопреки

В афише сети кинотеатров «Пять звезд» — трэш-триллер Михаила Брашинского «Шопинг-тур», обладатель главного приза жюри ХХ Фестиваля российского кино «Окно в Европу» с формулировкой «За юмор и жанровую дерзость».

Мир кино, к счастью, не ограничивается блокбастерами и просто дорогими студийными проектами, которые могут позволить себе немногие профессионалы. Есть в этом мире и одиночки, которые снимают фильмы почти без денег, с маленькой командой единомышленников и с горячей верой в то, что они делают. Иногда в результате получаются шедевры, как это произошло с фильмом «Шопинг-тур» Михаила Брашинского.

Никто не ожидал. Вернее, давно ходили слухи, что Михаил Брашинский, автор фильмов «Гололед» и «Группа крови», бывший знаменитый кинокритик, снимает кино про финских каннибалов. В Интернете висело даже объявление о том, что он подыскивает музыку для фильма. Но все это воспринималось как странная шутка.

Оказалось, что Михаил Брашинский пошел по трудному пути мокьюментари-хоррора, который когда-то привел к успеху авторов «Ведьмы из Блэр». Трудный и редкий жанр, в котором многие любители и немногие профессионалы безуспешно пытаются снимать кино — и почти ни у кого не получается. А кажется, нет ничего проще. Взял домашнюю камеру, снял актеров, которые куда-то идут, а потом истошно кричат — и получился фильм ужасов почти за бесплатно. На практике же оказывается, что «непрофессиональная» съемка бывает сложнее, чем профессиональная. «Непрофессиональная» игра сложнее профессиональной. И так далее.

Это как клоунада. Известно, что клоун, который пародирует других артистов цирка, «неумело» исполняя их номера, должен быть еще большим мастером, чем акробаты, дрессировщики и жонглеры. То же и со стилизацией в псевдодокументальных ужастиках. Изображение должно дергаться, как это бывает с любительской съемкой, но при этом должно оставаться приятным. Мастерство режиссера и сценариста должно быть тем более отточенным, потому что у них нет загримированной или компьютерной массовки, изображающей монстров, а зритель все равно должен бояться. Актеры должны играть на высочайшем уровне, потому что стоит зрителю вспомнить, что он смотрит простой фильм, как все усилия оказываются утрачены. Документальность пропадает.

Брашинский справился. За 30 тысяч долларов (!) он сумел снять по-настоящему зрелищный фильм, который ни в чем не уступает (кроме первенства) той же «Ведьме из Блэр». Более того, в нем, кроме собственно хоррора, есть еще и простая история о двух людях, матери-одиночке и ее сыне переходного возраста, которым нужно воссоединить давно утраченную связь друг с другом.

Американские фильмы давно научили нас, что нужно победить инопланетян, чтобы иметь право поцеловать красивую девушку. Но куда сложнее — остаться человеком и увидеть человека рядом с собой. В мире, где все едят друг друга, сделать это нелегко. Брашинский деликатно показывает, как на каннибализме построено все общество — как в России, так и на Западе. Все пребывают в какой-то странной эйфории, уничтожая друг друга — без ненависти особенной или озлобления. Просто запустился какой-то механизм, который затуманил людям глаза, и они сами не понимают, ради чего ступают по головам, грубят, дерутся, провоцируют. По-другому жить здесь не получается. Можно только из общества одних каннибалов попасть в общество других. И в этом есть трагедия куда большая, чем тот локальный кошмар, который нужно пережить героям. Фильм Брашинского — гуманистический манифест, а не просто жанровый фильм ради жанрового фильма.

И все же это еще и мастерски сделанный хоррор. Камера замаскирована даже не под любительский камкордер. Все действие, по сюжету, снято на камеру мобильного телефона, который мама подарила сыну перед поездкой из Петербурга в Финляндию за покупками. Мальчик нажал на «запись» — и начался фильм. Роуд-муви, как кажется поначалу: едет группа русских на автобусе, мать и сын то ссорятся, то мирятся, за окном Финляндия сменяет Россию. А дальше начинается экшен, и зритель уже не знает, куда деваться от клаустрофобии и паники, потому что видеть он может лишь то, что мальчик успел снять на свой новый телефон, которым он еще и не совсем умеет пользоваться.

Описать ощущения можно. Но в восклицаниях, которым, кажется, не место в журнальном тексте. А как еще можно сказать об этом прекрасном и достойном фильме, победившем, кстати, в Выборгском конкурсе? Смешно? Смешно! Страшно? Страшно! Тонко? Тонко! И — круто! Брашинский — молодчина! Не побоялся снимать хорошее кино, не прося на это ни у кого денег и не договариваясь ни с какими продюсерами. Абсолютно авторское и абсолютно зрительское. Более того, кино замеченное, получившее признание критики и шанс быть увиденным зрителем. Счастье — оно вот таким и бывает.

Признание в любви
Из материалов пресс-конференции фестиваля «Окно в Европу». На вопросы журналистов отвечают режиссер Михаил Брашинский и исполнители главных ролей фильма — Татьяна Колганова и Тимофей Елецкий.

Истории придумывают нас
Михаил Брашинский:
— Надеюсь, вы поняли, что картина — мое признание в любви Финляндии и финнам. А если серьезно говорить, мне кажется, мы не придумываем истории. Они придумывают нас. Я долго ждал историю, которую можно снять без денег. Найти такую совсем непросто. Я даже сам не знаю, за жанр у этого фильма. Мне кажется, он сделан так, что через каждый шаг там все переворачивается. Там есть элементы психологической драмы, есть элементы триллера, зал смеялся в некоторых моментах — можно сказать, что это и комедия. Картина возникла из одного — желания сделать кино, не зависимое ни от кого. Так что ее главный смысл — не в сюжете, не в жанре, не в отношениях персонажей и не в киногении, а в том, что она просто есть — несмотря ни на что — и что сделана за три копейки теми, кто больше всего на свете хотел ее сделать.

Пираты
— Финны были крайне отзывчивы. Они, конечно, не знали, о чем фильм. Мы оплачивали только охранника в супермаркете. У нас был финский продакшн. В России все было сложнее. Мы, по сути, осуществляли пиратскую съемку, нас могли арестовать. Вообще, мы же партизаны, мы так и жили. Наш фильм видел только один финн. Он очень смеялся. У них вообще очень хорошее чувство юмора.

Мне кажется, мой фильм может стать предтечей любви. Русские и финны должны обняться после этого и станцевать польку. Мой первый фильм, «Гололед», — это был крик души, нечто более интимное. Здесь у меня другая задача. Задача: снимать развлекательное кино. Я стал старше на десять лет после «Гололеда». Мне кажется, что развлекательное кино — это не низменный жанр, это очень трудная задача.

Кинокритика
— В Америке кинокритики делают кассу. В России эта система пока так не развита. Но вы все, конечно, можете помочь. Вообще все важно. Но самое приятное — это слушать живые реакции людей.

Татьяна Колганова:
— Помню, Михаил прислал мне сценарий, я не поверила своим глазам. Когда дело дошло до удивительного пиршества финнов, хохотала как безумная. А когда стала примерять роль на себя, стала плакать. Да, это история, рассказанная через такую несусветную дурь, но я считаю, за этим есть некая глубина, возможно, я себе льщу. Мама с сыном потеряли главу семьи, близкого любимого человека, и вдруг они оказались в ужасной ситуации. Через этот ужас они обретают друг друга. Мать находит опору в маленьком мальчике, который в начале фильма еще совсем ребенок. И вдруг он становится мужчиной. А прекрасная девочка в финале — это ужас падения в бездну. Но не все люди — финны. Но не все маленькие девочки — людоеды. Пусть мы спасемся, пусть будет так, хотя это и не все видят.

Тимофей Елецкий:
— Мой герой, Стас, наверное, очень изменился по ходу развития сюжета фильма. Сначала он говорит только об аквапарке и пиве, короче — обалдуй. Его эта ситуация очень сильно меняет. Что касается меня, я не думаю, что я значительно изменился. О себе всегда нелегко судить и говорить.

Журнал «Ролан» № 9 декабрь 2013 Автор: Сергей Сычев

Вернуться к перечню статей | Все номера