Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Soundrama о русской жизни

Попса и оперные арии, абсурд и предельная реальность, Феллини и Гоголь, операционный стол и русское поле, водка и ангел с аккордеоном…

В репертуаре кинотеатра «Пять звезд на Новокузнецкой» — саундрама «Доктор». Кинодебют известного театрального режиссера, создателя студии SounDrama Владимира Панкова. Фильм был создан по одноименному спектаклю, который с 2005 года при неизменном аншлаге шел в «Театре. Док» и побывал на многих театральных подмостках мира. Премьера фильма состоялась этим августом на фестивале «Окно в Европу», где картине было присуждено несколько призов. Режиссер Владимир Панков — о жанре, песне и русской жизни.

— Ваш фильм вызывает у зрителя невероятные впечатления, сложные, труднообъяснимые эмоции, когда одновременно хочется плакать и петь, напиться или сейчас же сделать что-то хорошее… Скажите, а как родилась у вас идея переложить спектакль в фильм? Не страшно ли было?
— Я почему-то знал всегда, что моим первым фильмом будет «Доктор». Я давно хотел снять кино. Многие, кто смотрел спектакли, которые мы сделали за последнее время, в один голос говорили: «Володь, это же просто кино в театре. Тебе надо снять фильм!» Дело в том, что в театре мы используем именно монтажный принцип. Я как-то посмотрел запись нашего спектакля «Морфий» на DVD и понял, что мы, и правда, работаем в театре как в кино, хотя на записи того спектакля камера стояла статично. И вот появилась первая возможность: Бог привел Владимира Валентиновича Меньшова, который предложил мне снять фильм по нашей постановке.

— А мне после просмотра фильма все равно сразу захотелось пойти в театр. Вы остались довольны тем, что получилось?
— Вы знаете, если не лукавить, честно сказать вам: да, доволен. Все-таки это первый ребенок, он всегда будет самым любимым, самым лучшим. Конечно, теперь я понял, в чем еще различие между театром и кино — для меня, во всяком случае. Спектакль — это живой организм: в тот или другой день что-то может как-то иначе сложиться, что-то актеры могут лучше сделать, что-то усовершенствовать в процессе игры, а в кино — вот как ты сделаешь сейчас, так и останется навсегда. И для меня это большое испытание, потому что я перфекционист, какие-то вещи я в фильме еще бы изменил, еще бы что-то доделал…

— Но есть и другие отличия, — например, в театре не приходится работать с крупными планами, когда артисту невозможно спрятаться ни за декорацию, ни за партнера, все — в его лице, глазах. В «Докторе» есть потрясающий эпизод, когда героиня, продавщица с рынка, сев на мотоцикл, оборачивается в камеру… Ее лицо столько говорит! У вас играют невероятно талантливые артисты.
— Да, команда студии SounDrama — подарок Божий, удивительные люди, единомышленники, на протяжении лет десяти мы вместе. Все время к нам приходит и молодежь. Наши актеры безумно талантливы во всем, до конца преданы делу. Я имею в виду творчество, — не люблю слово искусство, — они именно творят, и они действительно единая команда, которая верит в одно. Сейчас говорят «синтетические артисты», — и правда, они могут все: прекрасно двигаются, прекрасно поют, они замечательные драматические актеры. Но во время работы над фильмом совпала не только театральная команда, которая уже на протяжении многих лет вместе, совпала и творческая группа, киношная. Александр Смирнов — оператор потрясающий, и художники по свету, и звукорежиссер Дмитрий Чернов — мы стали компанией единомышленников. Мне Бог помог, потому что без них нашего кино не было бы. Глаза оператора — были такими двойными глазами, он был настоящим другом и помощником: потому что «Доктор» все-таки дебют, я многих вещей, признаюсь, не знал. И сейчас только начинаю познавать первые шаги в кино. Ребята из моей команды очень много сделали, помогли, плечо подставили.

— Ваша студия называется SounDrama, таким же образом вы определяете и жанр картины. В Интернете вас вообще называют основателем этого жанра в русском современном театре…
— Конечно, мне льстит, что я — основатель жанра (смеется). Я несколько проще на это смотрю. Когда мы делали первые спектакли, мы столкнулись с определением формата, никто не понимал, куда отнести наши постановки: то ли это драма, то ли мюзикл, то ли просто оперетта какая-то. Никто не мог квалифицировать, на какую полку положить то, что мы делаем, где все завязано на музыке, на песне. Так мы и придумали слово «саундрама», а потом так назвали нашу команду. Это было в 2005 году. С тех пор прошло время, у нас уже много работ. За эти годы, кажется, мы смогли выработать свой язык, в хорошем смысле слова, я говорю не о приемах, не о штампах, а именно о языке. Саундрама — путеводитель, звезда наша, она начала вести нас. Жанр не жанр — время покажет… Ну а к какому киноформату можно «Доктора» отнести? Мюзикл? Нет, мюзиклом этот фильм нельзя назвать.

— «Саундрама», на мой взгляд, очень точный неологизм. В вашем фильме песенные номера — не иллюстрации, не дополнение, а крик души. Музыка и драма стоят у корней природы песни. Когда больно, остается только петь…
— У меня в жизни были еще замечательные учителя. Я с двенадцати лет ездил по деревням и собирал народные песни, и до сих пор этим занимаюсь. И для меня песня — и крик, и плач, как и драматургия одновременно и крик, и плач, и стон, и надежда. Это мы и назвали «саундрамой» — так проще всем будет, лучше лежать на той полке, которую ты придумал. Хотя на протяжении всего фильма «Доктор» идет игра жанров: то — абсолютно психологический эпизод, то китчевая сцена, то музыкальная… В одном фрагменте — приветы 70-м годам кинематографа, есть заходы исторические, то вот полный абсурд — какой-то Феллини… Я не сознательно это делал — так получалось. Это мой первый опыт, и для меня было большим счастьем находиться в подобном процессе, потому что самое интересное — делать первые шаги. Многого ты, оказывается, не знаешь, и еще многому можно научиться. Это самое потрясающее состояние.

— При этом «Доктор» — удивительно русская картина. Тут вся русская литература — Гоголь, Чехов, Куприн, Булгаков…
— Благодарю, что вы это видите, многие этого не чувствуют.

— Но, в отличие от многих других фильмов, когда Россию поливают помоями, грязью, выставляя грязное белье наружу, ваш фильм сделан с любовью и нежностью к русским людям, способным терпеть невыносимое и каждый день совершать подвиги, он снят с любовью к нашей неповторимой стране, где сквозь слезы хочется смеяться и петь — от боли…
— Сегодня многие продвигаются через разрушение. Таким способом можно с легкостью себе сделать имя и пробить путь. В наше время мало созидания. Разрушать просто, а созидать и любить — это всегда пот и кровь. Сейчас слово «доверчивый» просто заменили на «дурачок», а «скромность», «скромный человек» — практически вышли из обихода, где царят тщеславие и глянцевые обложки. Мы живем, с одной стороны, в свободное время, но, с другой стороны, в очень страшное время.

— Но ваше кино над временем…
— Хорошо, что вы меня не спрашиваете: «А в каком времени происходит действие фильма?» Вы абсолютно правильную вещь говорите. Стоит отъехать от Москвы хотя бы на несколько километров, и вы поймете, что время там остановилось.

— И есть надежда, что и теперь там есть такой доктор, как герой вашего фильма, хирург Андрей, всю свою жизнь отдавший людям!
— Да.

Журнал «Ролан» № 9 ноябрь 2012

Вернуться к перечню статей | Все номера