Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Чувствуешь? Значит, живой!

«Фильм поколения», «кино эпохи 10-х XXI века» — так называют критики новую работу Александра Велединского «Географ глобус пропил». В основе сценария, над которым Велединский работал совместно с Рауфом Кубаевым и Валерием Тодоровским, — одноименная книга современного писателя Алексея Иванова. В ноябре картина выходит в российский прокат.

На 24-м «Кинотавре» картина получила как Главный приз, так и приз жюри кинопрокатчиков, которые почувствовали, что это кино будет смотреть современный российский зритель. Сыграв роль горе-учителя, продолжив ряд образов «ненужных», сложных, но любимых неудачников, сыгранных в свое время Далем, Высоцким, Янковским, Константин Хабенский доказал, что русская актерская школа не иссякает, продолжает рождать таланты, несмотря на новые моральные и материальные законы жизни, и заслуженно получил приз за лучшую мужскую роль. «Географ...» также был удостоен Главного приза Сочинского фестиваля, а затем и Гран-при IV Одесского МКФ, а потом покатился по фестивальной карте мира, поражая мир размахом русских просторов, русской души и русского таланта...

Этот фильм ждали. Зрители и критики давно ждали новое кино от Велединского, соавтора сценария легендарной «Бригады», режиссера одного из самых «умных» сериалов «Закон», создателя двух полнометражных картин — «Русское» («как бы» по мотивам произведений Лимонова, а на самом деле — о поисках себя, которые ведет паренек, осужденный или «осчастливленный» жизнью в советском, но все-таки русском пространстве) и «Живой!» — о душах солдат, вернувшихся и не вернувшихся с последней войны...

Кино Велединского — это кино русского самосознания, не елейно-националистического, а именно национального, где пафос любви к Родине (причем с большой буквы) легко соседствует с кухонной интеллигентской критикой и безжалостной самоиронией. Бывший инженер родом из Нижнего, начавший снимать поздно, Велединский вновь поражает точностью кадра, слова, тональности, в которой он говорит о нашем времени и о нашей стране.

Это кино будут смотреть, потому что оно — о людях, о наших современниках, о том, чем все мы дышим. О том, что болит — у нас и у наших соседей по лестничной клетке. «Географ глобус пропил» — о герое нашего времени, герое российского пространства, которым, слава Богу, стал не успешный делец и не выпендривающийся хипстер, а снова «лишний человек», как это всегда было у Гоголя, Достоевского, Чехова и Вампилова. Ничего не добившийся типичный интеллигент из глубинки, выпускник биологического факультета провинциального университета, который не смог вписаться в алчные законы новой жизни, не сумел ни бизнес сделать, ни личностный потенциал реализовать, ни сделать счастливыми жену и дочку... Хороший мужик, короче. Мужик, каких в нашей стране тысячи, если не миллионы. Мужик, который ни на что на свете — деньги, успех, славу — не променяет счастье своей маленькой, но бескрайней, как и русские просторы, свободы. В нем, кажется, сошлись все главные качества души народа. Души, поражающей парадоксальностью и дуалистичностью, широту которой хотел сузить еще Федор Михайлович. Здесь лень соседствует с готовностью к самопожертвованию, разгильдяйство — с талантом, но главное — это способность любить. Он любит, любит своих девочек, любит свою реку, свой край, любит эту, казалось бы, совершенно бессмысленную жизнь...

«Я просто хочу жить как святой... — говорит герой приятельнице, предлагающей ему интимные отношения. — Не все святые были монахами. Я и имею в виду такого святого. Так сказать, современного, в миру... Я для себя так определяю святость: это когда ты никому не являешься залогом счастья и когда тебе никто не является залогом счастья, но чтобы ты любил людей и люди тебя любили тоже. Совершенная любовь, понимаешь? Совершенная любовь изгоняет страх...» И в электричке снова звучит кипеловское: «Я свободен, словно птица в небесах, я свободен, я забыл, что значит стpах». Герой лишен узкой религиозности, в нем просто живет генетическая память о настоящей свободе, затмеваемой то идеями социализма, то наживками золотых тельцов, у него просто болит душа, бессмысленно, но сильно болит. И боль эту он заливает чем может. И что делать с такими никчемными, которым даже детей не доверить (то дочку из сада забрать забывает, то чужих детей чуть не губит в труднейшем походе по бурной сибирской реке), — Бог весть. У предыдущего фильма Велединского был слоган «Чувствуешь — значит, живой». Кажется, это и про «Географа...». Кажется, это про каждого из нас, кто еще может страдать, любить и чувствовать...

Журнал «Ролан» № 8 октябрь 2013 Автор: Алиса Струкова

Вернуться к перечню статей | Все номера