Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Адель. Навсегда

Кто-то остроумно подметил, что человеческая любовь — это путь. Тайный, интимный путь человеческой души, готовой принимать и отдавать, создавать из двух человеческих существ двоицу и сокрушаться, когда разрушается это кажущееся монолитным соединение. Абделатиф Кешиш снял об этом гениальный фильм «Жизнь Адель». Фильм, которым 2013 год войдет в историю кино и который сложно не только повторить, но даже понять, как и возможно было его создать.

Как можно рассказать о гениальном произведении? Чаще всего сюжет не дает никакого представления о нем. Что с того, если молодой парень жаждет отомстить отчиму за убитого отца или если он убил старушку, а потом сильно пожалел об этом? Или, как в «Жизни Адель», девушка думала, что нашла любовь, которая будет длиться вечно, а оказалось, что она жестоко ошиблась? Сюжет останется за рамками, если вдруг возникнет чувство, что здесь и сейчас переживается прекрасное состояние чистоты и радости, которое возникает только при встрече с работой подлинного художника.

Будем честными: до появления «Жизни Адель» Абделлатифа Кешиша знали не так много людей. Да, он был любимцем критики и фестивалей всего мира, его фильмы относительно успешно шли в Европе, некоторые даже попадали в Россию. Его заранее называли главным фаворитом Каннского кинофестиваля этого года. Но все это еще ни о чем не говорит. Самый известный фильм Кешиша «Кус-кус и барабулька» посмотрели в целом мире всего несколько миллионов человек. На прошлый его фильм «Черная Венера», боровшийся за «Золотого льва» в Венеции, в России купили билеты в кинотеатр всего 502 человека. Уроженец Туниса, французский араб, Кешиш и не мог рассчитывать на мгновенное признание всеми без исключения.

Но как описать то, что происходило на показе его фильма «Жизнь Адель» во Дворце Каннского кинофестиваля? Всеобщий восторг, удивление, завороженность происходящим на экране — во время каждой секунды трехчасового фильма. Фильма, в котором всего-то и показано, что история взросления старшеклассницы Адель, маленький промежуток ее большой жизни. Даже так: жила-была Адель, девочка из обычной семьи, любимица подруг, способная ученица — таких девушек миллион. Потом у Адель появился парень, но почему-то любви не получилось, а получилось непонятно что. А потом Адель познакомилась с синеволосой девушкой, и между ними возникло нечто такое, чего с Адель никогда не случалось. Большое и радостное чувство, родство, взаимопонимание. Любовь? Кто сможет ответить, была ли это любовь. Просто Адель и Эмма долгое время жили только друг другом, и этому не могло помешать ни то, что в семье одной едят устрицы, а в семье другой — макароны; ни то, что у одной друзья — среднестатистические школьницы, а у другой — богемные художники и музыканты. Разница в возрасте и жизненном опыте не казалась помехой. Такое вот обыкновенное чудо.

Все эти слова, конечно, ровным счетом ничего не объясняют в той реакции, которую вызывает фильм. Мало ли всего снято о любви, в конце концов! Что могут сказать робкие описания того, как камера следует за каждым взглядом, каждой мимолетной мыслью, эмоцией Адель? Между тем сделано это настолько филигранно, что уже через пять минут фильма мы перестаем отделять себя от нее. Адель перестает быть персонажем, становится частью каждого из нас. Вместе с ней мы стыдимся своих родителей и ловим солнечных зайчиков в парке, робко входим в ночной клуб и бежим на демонстрацию студентов, потому что не хотим быть в стороне. Адель жадно впитывает в себя жизнь, она хочет оказаться везде, познакомиться со всеми, узнать как можно больше. Если она любит, то отдается этому чувству полностью. И мы вместе с ней. Такого интимного контакта с фильмом у зрителя обычно не случается никогда, но здесь этот контакт становится даже больше чем вовлечением аудитории в кинопроизведение. Все сложнее. Адель Экзархопулос едина со своей героиней, которую зовут Адель. Вместе они едины с этой синеволосой девушкой, которую то ли играет, то ли живет Леа Сейду. Здесь же, вместе с ними, Абделлатиф Кешиш, безудержно влюбленный в обеих. Нет, не влюбленный, просто он — это они, и Адель, и Эмма. Не по себе делается от того, что получилось в «Жизни Адель». Наверное, это не кино, а какая-то большая иллюзия, сон, который хочется смотреть и смотреть, не просыпаясь. Часть удивительной, прекрасной и в то же время такой непростой жизни Адель. Нас впустили в эту жизнь на три часа, а потом мы проснулись, но теперь хочется снова заснуть и продолжить смотреть именно его, тот сон. Кешиш не зря назвал свой фильм, если полностью, «Жизнь Адель. Главы первая и вторая». Главное желание, когда по экрану бегут финальные титры, — чтобы скорее началась третья глава. И понимание, что вряд ли это возможно, как невозможно вернуться ровно в тот же самый сон после пробуждения. Но этот сон — вот он, доступный каждому, странный, парадоксальный, неповторимый, гениальный.

Киносон, которым Кешиш вписал себя в историю. Про Адель и про Эмму, которые останутся внутри нас.

Журнал «Ролан» № 8 октябрь 2013 Автор: Сергей Сычев

Вернуться к перечню статей | Все номера