Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Я тоже хочу!

Премьера на Венецианском кинофестивале — для российского фильма событие очень важное. «Не думаю, что они поймут», — сказал Алексей Балабанов. Они — неизвестно. А мы — поймем, потому что Балабанов сделал фильм «Я тоже хочу» так, чтобы эта фраза прозвучала в каждом.

Наверное, нет одновременно столь популярного и столь непонятого режиссера в России, как Алексей Балабанов. Автор национальных хитов «Брат» и «Война». Любимец интеллектуалов-синефилов, снявший «Про уродов и людей» и «Жмурки». Скандалист, поигравший с «Грузом 200» и «Кочегаром». Снявший при этом еще и менее сегодня известные, но выдающиеся картины «Счастливые дни» и «Замок». Его сценарии выдают в нем человека последовательного, у которого один сюжет рождает и следующие, а персонажи незаметно переходят из фильма в фильм. Но скрытность Балабанова и лукавость формы его фильмов не позволяют в точности разгадать, в чем его позиция, где он ищет вдохновение для работы, какой ход предпримет дальше. Поэтому от каждой новой его картины ждут ответа и откровения, получая их в таком неожиданном виде, что в восхищении (или негодовании) просто теряются, иногда не зная, что и сказать. Балабанов здесь не помогает, уходя от ответов, начинает снимать очередной и загадочный фильм.

О новом проекте «Я тоже хочу» давно стали говорить, что это самая личная картина Балабанова. Ждали, что именно в этом фильме он даст ответы на вопросы, которые когда-либо к нему возникали. Ожидание еще возросло, когда мы узнали, что одну из ролей будет играть сам режиссер, чего ранее в его фильмах не случалось — кроме маленького эпизода в киноальманахе «Прибытие поезда», где Балабанов снял одну из новелл. Потом мы узнали, что в фильме будет играть Олег Гаркуша, а значит, будет звучать рок-музыка. А где русский рок — там разговоры о предельных вопросах бытия начистоту и без лукавства. Еще через какое-то время стало известно, что сюжет фильма напоминает «Сталкера» Тарковского: компания героев из разных социальных сред отправляется к некоей колокольне — мистическому источнику, который дарует счастье, но не всем. При таком раскладе можно было ожидать чего-то очень откровенного, яркого, чего-то, что разрушало бы мифы и отвечало разом на все вопросы.

Как ни странно говорить об этом, но Алексей Балабанов именно такой фильм и создал. После «Груза 200» его спрашивали, кого он имел в виду под похищенной и изнасилованной девушкой. После «Морфия» — на каком наркотике сидит наша страна. После «Кочегара» — кого Балабанов показал в образе якута и кто обманывает нашу страну. Теперь Балабанов высказался так, чтобы больше «не приставали». Он вышел на сцену сам. Он раскланялся. И громко заявил: «Я тоже хочу!» Чего? Того же, чего и все. Счастья.

Так вот, просто и понятно, он ввел себя в фильм, потому что сегодня уже мало сделать высказывание, чтобы тебе поверили. Нужно еще как-то так подписаться, чтобы доказать, что это действительно ты. Фон Триер вводит себя в «Пять препятствий». Леос Каракс начинает с себя Holy Motors. Ким Ки Дук лично тащит в гору камень в фильме «Весна, лето, осень, зима… и снова весна».

Раньше появление режиссера в фильме было больше лукавством, изящным реверансом, как камео Хичкока, мини-роли Тарантино, фальшивые интервью Феллини. Теперь зритель уже ни во что не верит, потому что даже в документальном кино его чаще всего подстерегает фальсификация. Но он хочет верить. И тогда Балабанов с экрана объявляет: «Я — режиссер. Член Европейской киноакадемии» — и объясняет, что так же, как все, мечтает о счастье и никак не может понять, почему одни его удостаиваются, а другие — нет. Вроде понятно так, как никогда. И все равно — почему-то сложно. Колокольня счастья. Бандит. Музыкант. Зима. Путешествие. Баня. Петербург. Балабанов. Странный мир, который так похож на нас. Герои, которые решили что-то сделать, чтобы добиться счастья. «Я тоже хочу», — не выдержав, скажет зритель. И ЭТО уже не кино.

Журнал «Ролан» № 8 октябрь 2012 Автор: Сергей Сычев

Вернуться к перечню статей | Все номера