Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Сталинград: битва за души

Первый неамериканский игровой фильм в формате IMAX 3D — «Сталинград» Федора Бондарчука станет первым российским фильмом, который выйдет в полноценный международный прокат. В России картина выходит в конце сентября, раньше запланированного срока, чтобы пройти барьер в недельный прокат в стране производства, который требуется для принятия картины к рассмотрению киноакадемиками премии «Оскара».

Фильм, по словам его создателя Федора Бондарчука, не имеет аналогов по степени подробности воссоздания панорамы города-героя, в котором происходит действие картины. Для этого в городке Саперный, что под Петербургом, были построены декорации военного Сталинграда, что обошлось в 4 миллиона долларов из 30 миллионов бюджета картины. Более четырехсот человек работали над воссозданием танковой и стрелковой техники, предметов быта и антуража города, включая знаменитый фонтан «Дети и крокодил», ставший символом разгромленного, но победившего города на Волге. Восторженные участники тысячной массовки вывешивали в интернете свои видеорепортажи с места съемок на территории бывшего спиртзавода, а неутомимые сталкеры на том же YouTube до сих пор водят виртуальные экскурсии по территории декораций «Сталинграда».

Масштабная военная драма по сценарию Сергея Снежкина («Цветы календулы», «Похороните меня за плинтусом») и Ильи Тилькина («Бандитский Петербург», «Человек у окна») фокусируется на событиях одного из самых героических и драматичных моментов сталинградского сражения, литературный источник которых — главы из романа Василия Гроссмана, где повествуется о так называемом доме Павлова. Чудом уцелевший во время бомбежки четырехэтажный дом становится неприступным очагом сопротивления красноармейцев на протяжении почти двух месяцев. Сержант Я.Ф. Павлов и трое его бойцов первыми проникают в дом и обнаруживают там мирных жителей — женщин, стариков и детей.

Это в книге, а в сценарии «Сталинграда» история дома Павлова преломилась несколько иным образом. Отряд разведчиков под командованием капитана Громова (Петр Федоров) сумел закрепиться в одном из домов на противоположном от советских войск берегу Волги. Получен приказ удержать дом любой ценой. В доме красноармейцы находят его последнюю жительницу — девушку по имени Маша (Яна Студилина). Чувства солдат проходят все стадии от подозрений и неприязни к пламенной любви и желанию во что бы то ни стало спасти несчастную горожанку. В то же время приказ отбить дом, захваченный противником, получает немецкий офицер Кан (Томас Кречман). Это не совсем типичный эсесовец, не схематичный злодей, а фигура скорее даже инфернальная, несколько одержимая и не лишенная некой тайны.

Кан, Маша и капитан Громов, несколько отличный от привычного образа советского кинематографического солдата, рождают оригинальный и по сюжету, и по внутреннему драматизму треугольник. Противостояние враждующих армий словно обостряется, гипертрофируется в борьбе капитана Громова и Кана, борьбе, приобретающей черты личных счетов и принципов. Ежеминутная возможность смерти, благородство и доблесть, мужество и героизм защитников дома сплетаются с горьким осознанием невозможности, какой-то неуместности и в то же время поразительной неизбежности любви. Простой человеческой любви, которая спасает героев в огненном аду артобстрелов и тяготах осады.

Интересно, что на заре карьеры, в 1992 году, Томас Кречман уже сыграл роль в картине Йозефа Вильсмайера «Сталинград», и почти в это же время, в 1989-м, совсем юный Федор Бондарчук работал на съемках киноэпопеи Юрия Озерова «Сталинград», где у него была небольшая роль. Федор Бондарчук, к слову, в одном из интервью сказал, что с Томасом ему страшно повезло и что он как режиссер сознательно уходил от карикатурности в изображении немецкой стороны в своей работе. Изначально на роль немецкого офицера Бондарчук пророчил Тиля Швайгера, однако тот отказался, ссылаясь на принципиальные соображения.

Передать на экране трагедию войны и трагедию личную Федор Бондарчук доверил своему постоянному оператору Максиму Осадчему, который в равной степени хорош и в фантасмагориях типа «Необитаемого острова», и в камерно-проникновенных лентах Автодьи Смирновой «Кококо» и «Два дня». Музыку к фильму написал знаменитый Анджело Бадаламенти, принесший «Золотые глобусы» фильмам Дэвида Линча «Простая история» и «Малхолланд Драйв» в категории «Лучший саундтрек». Продюсируют ленту три известных российских продюсера — Александр Роднянский («Елена»), Дмитрий Рудовский («Два дня») и Сергей Мелькумов («Свои»).

«Сталинград» Федора Бондарчука — кино не только о масштабах военных действий и не столько об ужасе войны, воплощенном во взрывах, массированных обстрелах и неумолимой технике. В 135 минутах драмы есть и падающие самолеты, и горящие заживо, но не прекращающие атаку, красноармейцы, причем это кадры не компьютерные, они сняты с помощью каскадеров. Есть в «Сталинграде» и воссозданные в точности копии немецких танков и бронемашин, тысячи взрывов и снарядов пиротехники, которые взрывались на самом деле. В дополнение к более чем 230 планам, выполненным с помощью компьютерной графики, они явили нам картину грандиозную, шокирующую и при этом весьма достоверную, дающую представление о ходе ключевого сражения Великой Отечественной войны и, возможно, самого масштабного по количеству человеческих жертв сражения ХХ века.

И все же, наверное, самое главное, что сквозь этот грохочущий и пылающий кошмар прорываются трогательные ростки человеческих эмоций и чувств, самых нежных и самых ранимых, при этом способных перенести такие испытания, которые не выдерживает ни техника, ни камень, ни тело. И актеры, и авторы проекта соединяются в воплощении этой трудной задачи.

Журнал «Ролан» № 7 сентябрь 2013 Автор: Станислав Бенецкий

Вернуться к перечню статей | Все номера