Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Выбор Выборга

Городские пейзажи с отражающим низкое небо заливом Балтийского моря, знаменитым Выборгским замком, мощеными улочками и особняками немецкого модерна, красивые люди, интересные беседы, судьбоносные встречи, вспышки фотокамер, полные залы, кино... С 8 по 15 августа в Выборге прошел XXI Фестиваль российского кино «Окно в Европу».

Мнения и оценки
В конкурсную программу Выборгского фестиваля этого года входило 13 фильмов, в которых, наряду с работами опытных режиссеров, было шесть дебютных. Фильмы все очень разные по жанру, формату, стилю. Так же разнообразны были мнения и впечатления фестивальной публики. Одному нравился один фильм, другому — иной, и каждый мог подвести под своим мнением красивое умозаключение.

Особенно субъективность восприятия была видна после просмотра фильма Сергея Ольденбурга-Свинцова «Sex, кофе, сигареты», состоящего из одиннадцати новелл. После показа на ступеньках кинотеатра «Выборг Палас», где проходили конкурсные просмотры, на улицах Выборга, за столиками кафе можно было услышать: «Третья и шестая истории — блеск!» — «А мне понравилась первая — с Виктюком, и с Депардье и Агуреевой». — «Нет, самая потрясающая — с Германовой и Вертковым, про секс у насекомых!» — «А Гребенщикова?! Такого еще не было в кино!» Как говорят англичане: Every man to his own taste, или короче — дело вкуса.

Каждый раз на различных фестивалях, в рамках различных премий лауреатами становятся избранники конкретной группы людей — уважаемых в профессиональном сообществе, известных своим правильным и хорошим вкусом, мнение которых может не совпадать с точкой зрения других ценителей и безупречных профи.

Жюри игрового кино
ХХI Фестиваля российского кино «Окно в Европу», в которое были приглашены режиссер Андрей Кавун, успешно работающий в формате мейнстрим, Сабина Еремеева, продюсер кино в основном артхаусного направления, актриса театра Петра Фоменко Ксения Кутепова, участвовавшая в самых разнообразных проектах, литературный критик, искусствовед Лев Аннинский и председатель жюри — народный артист России Сергей Шакуров, человек, на счету у которого около девяти десятков ролей в картинах как зрительских, так и авторских, отсмотрев программу из 13 фильмов, вынесло свое решение.

Диплом за операторскую работу был присужден Дмитрию Ермакову, стоявшему за камерой в фильме Нурбека Эгена «Шахта». Специальный приз «За лучший дебют» достался фильму режиссера Сергея Кузнецова «Деливеранс». В этой трогательной, очень юной картине путем «обратного отсчета», через тонкие монохромные воспоминания, выраженные в форме «фильма в фильме», герой, очнувшийся в морге, куда его определили по ошибке, вновь обретает себя, а вместе с ним и зритель задумывается над вопросом: «А кто я? Откуда я такой? Ради чего я здесь?..» Можно сказать, что большинство авторов фильмов конкурсной программы этого года задаются именно этими вопросами, вместе со своими героями углубляются в поиски себя, но поиски эти ведутся на разных материалах, в разных эпохах...

Фильм дебютантов Любови Львовой и Сергея Тарамаева «Зимний путь» вызвал самые громкие разговоры в Выборге. Это пронзительная драма о молодом человеке, нашем современнике, который, несмотря на благополучные социальные условия, на редкий вокальный талант, так и не смог найти себя. Для творчества, для вдохновения любому художнику, музыканту, певцу нужна некая сверхсила, иные черпают это вдохновение в Боге, а другие высекают энергию через разрушение и саморазрушение. Алкоголь, наркотики, низменные пороки — адреналин страсти держится несколько мгновений, а затем тьма поглощает молодого музыканта, неизбежно ведет к гибели...

На своем пути к финалу он встречает провинциального парня Леху, выросшего в городке, где всего два пути: на деревообрабатывающий завод, где ждет рак легких, или на лакокрасочный, где рак кожи... Он тоже вырвался в поисках себя, но что он может? Где-то что-то украсть, «зашарашить», «надыбать»... Как выйти ему на свой путь? Где найти себя? Гильдия киноведов и кинокритиков России присудила картине «Зимний путь» свой приз, а актера Евгения Ткачука, исполнившего в фильме роль Лехи, жюри удостоило специального приза «За лучшую актерскую работу».

Еще один специальный приз жюри с формулировкой «За современный стиль киномышления» жюри вручило Александру Адабашьяну, автору сценария, художнику-постановщику и исполнителю одной из главных ролей фильма Анны Чернаковой «Собачий рай».

А главная награда фестиваля — приз «За лучший игровой фильм» был присужден фильму Ларисы Садиловой «Она». Известная своими работами «С днем рождения!», «С любовью, Лиля», «Ничего личного», Садилова представила на фестивале тонкую поэтическую работу, где через историю жизни девушки из Таджикистана, которая приезжает в Россию к своему жениху, режиссер еще раз заставила зрителя оглянуться и понять, что вокруг него — не русские, евреи, таджики, китайцы, а люди, человеки, умеющие страдать и любить. Как и каждый из нас...

Кино сегодня
В жюри конкурса неигрового кино работали первый заместитель директора филиала ВГТРК «ГТРК «Культура» Игорь Пилиев, обладатель главного приза за неигровой фильм Выборгского фестиваля 2007 года, режиссер Эдгар Бартенев и председатель жюри — писатель, телеведущий Андрей Максимов. Свои дипломы документальное жюри присудило фильму «Чрезвычайные будни» режиссера Андрея Титова — «За раскрытие человеческой судьбы на фоне чрезвычайных ситуаций», и фильму «Очаг» Вениамина Тронина — «За тонкую настройку высоких энергий времени». Специальный приз «За нетрафаретный взгляд и мастерство в раскрытии исторической темы» увез в Москву Юрий Кузавков, режиссер ленты «Москва — Берлин. Завтра война», а приза за лучший неигровой фильм удостоилась дебютантка, даже еще студентка ВГИКа Мария Пономарева за фильм «Разновесие».

Жюри конкурса анимационного кино, в которое были приглашены композитор и актер Григорий Гладков, продюсер Арсен Готлиб и режиссер Наталия Дабижа — председатель жюри, высоко оценило конкурсную программу XXI фестиваля «Окно в Европу». Во время церемонии закрытия со сцены назывались многие фильмы, которые жюри хотело бы отметить, но дипломами были награждены фильмы «О любви» Марии Степановой, «Джордж Гершвин. История семьи Гершвинов, рассказанная Изей Шмулевичем» Ирины Марголиной и «Алдар и серый волк» Рима Шарафутдинова. Специального приза жюри удостоилась режиссер Наталья Чернышева, создавшая замечательную ленту «Снежинка», а главный приз был вручен режиссеру Степану Бирюкову, многолетнему сотруднику студии «Пилот», за пластилиновую грузинскую притчу «Подарки черного ворона» из цикла «Гора самоцветов», для которой Бирюков много лет делал оригинальные заставки, приучившие целое поколение детей любить нашу страну и ближайших соседей.

Интересно, что в этом году приз имени Саввы Кулиша, который традиционно вручает вдова режиссера, Варвара Арбузова-Кулиш, президент Независимого экспериментального центра культуры и информации имени Саввы Кулиша, был присужден автору анимационной ленты. Его удостоилась режиссер Анна Буданова, создавшая сложную, тонкую психологическую аллегорию в лучших традициях екатеринбургской школы анимации, об одном из самых тяжелых человеческих чувств — «Обида».

Конкурс «Выборгский счет» давно уже стал важной отличительной особенностью фестиваля. В его жюри входят абсолютно все участники, гости и зрители, которые заполняют анкеты после каждого фестивального просмотра. В программу этой секции, помимо фильмов конкурса «Осенние премьеры», вошли также картины, отмеченные наградами отечественных и международных фестивалей последнего года. По итогам голосования зрителей, участников и гостей фестиваля второе место в конкурсе поделили картины «Географ глобус пропил» Александра Велединского и «Weekend (Уик-энд)» Станислава Говорухина. Приз «Золотая ладья» достался картине «Московские сумерки» Алены Званцовой, известной своими сценарными работами, но впервые дебютировавшей как режиссер. Кроме того, картина удостоилась приза Международной конфедерации журналистских союзов, который вручается за лучший сценарий.

Умные разговоры
Выборгский фестиваль давно называют «творческой лабораторией», потому что здесь не только проходят кинопоказы, здесь, благодаря организуемым дискуссиям, происходит глубокий анализ современного российского кинопроцесса. Этим августом в рамках фестиваля прошли три круглых стола, посвященных актуальным проблемам российского киноискусства, кинопроизводства, кинопоказа и продвижения на экраны отечественного кино.

«Куда уходит зритель?» — так обозначила тему беседы компания «Невафильм», помимо всего прочего специализирующаяся на аналитике кинобизнеса в России. Для участия в этом «исследовании» в Выборг были приглашены режиссеры, продюсеры, дистрибьюторы, представители сервисов видео в интернете, исследователи, культурологи. Участники дискуссии говорили о том, каким становится современный российский зритель и на что должны ориентироваться создатели кинокартин и прокатчики. Режиссер-документалист, продюсер и профессор ВГИКа, лауреат Государственной премии Сергей Мирошниченко стал куратором второго выборгского круглого стола. Он предложил обсудить проблему внутрипрофессиональную, обозначив тему дискуссии как «Эстетика mockumentary и документальное кино. Их разумное сосуществование или конфликт». Для участия в этой дискуссии в Выборг были приглашены ведущие специалисты в области неигрового кино — режиссеры, продюсеры, культурологи и искусствоведы. И по традиции в завершение фестиваля прошел круглый стол «Открытое заседание жюри», где члены судейских коллегий, представители кинокритики, прессы, да и вообще любой из участников фестиваля мог принять участие в обсуждении фильмов конкурсных программ.

Новое
Впервые в рамках фестиваля была организована новая официальная программа «Окно в Европу», в которую вошли фильмы, созданные в копродукции кинематографистов России и других стран. В эту программу вошло семь фильмов, среди которых «Осторожно, любовь!» (Россия, Венгрия, США, реж. Томаш Сас), «В ожидании моря» (Россия, Германия, Франция, Бельгия, Казахстан, Украина, реж. Бахтияр Худойназаров), «Инакомыслие» (Россия, Украина, реж. Игорь Парфенов), «Истории графомана» (Россия, Украина, реж. Олег Филипенко), «Колоски» (Россия, Польша, Словакия, Нидерланды, реж. Владислав Пасиковски) и «Санкт-Петербург» (Россия, Великобритания, реж. Андрей Хвостов).

На пресс-конференциях продюсеры делились опытом работы в копродукции, которая, по мнению многих, является одной из перспективных ветвей развития российского кинопроцесса. Программа копродукции была не единственным новшеством XXI «Окна в Евро-пу». С этого года у каждого пользователя интернета — будь он профессионал или любитель кино — появился шанс стать гостем и участником Выборгского фестиваля, так как впервые в рамках профессионального фестиваля был проведен интернет-конкурс короткометражных фильмов «Окно в интернет». Площадкой конкурса стал сайт фестиваля и платформа компании X-MEDIA DIGITAL (на площадках видеохостинга YouTubе). К участию были приглашены авторские работы длительностью от 3 до 15 минут, созданные в жанрах игрового, неигрового и анимационного кино. Обсуждение конкурса проводилось на форуме сайта «КиноПоиск». Во время фестиваля состоялся показ фильмов, вошедших в топ-лист конкурса, прошло обсуждение новых тенденций кино в интернете. Вручение призов создателям фильмов, победивших в конкурсе, состоялось на официальной церемонии закрытия. Главный приз был присужден совершенно парадоксальному, черно-белому в метафорическом смысле фильму Black light питерского режиссера Олега Толстошеева, а диплом — острой социальной ленте Арсения Гончукова «Конечная остановка».

И даже это еще не все.

Впервые на фестивале распахнулось «Окно в мир». В клубе неформального общения «Подоконник» прошла премьера удивительного проекта — «Екклесиаст. Фотоперевод Дмитрия Брикмана (Израиль)». Это уникальная работа известного израильского фотохудожника Дмитрия Брикмана, в которой старинный библейский текст, сочетаясь с почти метафизичными звуками армянского музыкального инструмента дудука и фотографиями, где встречаются и красота, и неправда этого мира, создаными самим автором, приобрел совершенно современное звучание, сделал эти слова, авторство которых традиция приписывает царю Соломону, близкими, касающимися каждого. Проект и его создателя представил публике журналист, писатель и телеведущий Андрей Максимов.

Кино завтра
Еще одна традиционная программа фестиваля — «Презентация незавершенных кинопроектов», дающая возможность участникам фестиваля представить свои будущие фильмы журналистам, дистрибьюторам и кинопоказчикам.

Студия «Слон» представила новый проект Светланы Проскуриной «До свидания мама». О картине рассказали сама режиссер, а также продюсер Сабина Еремеева и исполнительница главной роли Александра Ребенок. Киностудия «Ленфильм», отметившая в этом году свое 90-летие, поделилась творческими планами и представила на фестивале пакет новых проектов, среди которых были фильмы режиссеров Сергея Карандашова, Сергея Снежкина, Алексея Лобанова, Александры Стреляной и Юрия Мамина. На эту презентацию были приглашены директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин, редактор студии Светлана Кармалита, режиссеры, продюсеры и другие создатели предстоящих проектов. В рамках презентации было объявлено о заключении стратегического партнерства «Ленфильма» с немецкой компанией Arri Group, о котором рассказал представитель компании. В рамках церемонии закрытия фестиваля «Ленфильму», старейшей киностудии страны, был присужден приз президента фестиваля Армена Медведева.

Школы
Несколько лет назад президент фестиваля Армен Николаевич Медведев придумал для выборгского смотра слоган: «Российское кино: прогноз на завтра». И неслучайно Выборг со вниманием следит за развитием кинообразования в России, присматривается к работам выпускников и студентов. По традиции ВГИК представил на фестивале программу лучших студенческих фильмов, созданных в прошлом учебном году. В Выборг были приглашены студенты и преподаватели ВГИКа, с которыми состоялась интереснейшая беседа в рамках клуба неформального общения «Подоконник».

В другой день гостями «Подоконника» стали преподаватели и студенты совсем нового учебного заведения, Московской школы нового кино, созданной буквально год назад. Продюсер Геннадий Костров и режиссер Дмитрий Мамулия рассказали о новой киношколе, о своем видении новых путей в кинообразовании, показали первые студенческие работы.

Важное
В рамках фестиваля работал Форум дистрибьюторов и прокатчиков российского кино «Продвижение», на который собрались представители киносетей и руководители кинотеатров из разных городов страны. Отсматривая фильмы фестивальной программы вместе со зрителем, букеры имели возможность оценить потенциал того или иного отечественного проекта, продумать стратегию его продвижения в прокате.

Многие из картин конкурсной программы, благодаря фестивалю, нашли выход на экраны. Так, уже этой осенью в кинотеатрах можно увидеть фильмы «Пельмени» Геннадия Островского, «Она» Ларисы Садиловой, «Шахта» Нурбека Эгена, «Московские сумерки» Алены Званцовой, «Деливеранс» Сергея Кузнецова. О судьбе других проектов сейчас ведутся переговоры между продюсерами и прокатчиками. Все это радует организаторов, ведь изначально основной задачей Выборг ставил популяризацию отечественного киноискусства, продвижение к зрителю российских фильмов предстоящего киносезона.

Кстати, именно эту цель (впервые в истории фестивального движения в России) преследовала специальная акция. В дни ХХI Выборгского фестиваля «Окно в Европу» в московском кинотеатре «Пять звезд-Новокузнецкая», известном широким репертуаром, была проведена специальная программа «Зеркало Выборгского фестиваля российского кино «Окно в Европу — 2013», где состоялись столичные премьеры фильмов основного конкурса. Практически день в день с конкурсными показами в Выборге, который снова, в двадцать первый раз, однозначно сделал свой выбор.

Выбор в пользу отечественного кинематографа.

Журнал «Ролан» № 7 сентябрь 2013

Вернуться к перечню статей | Все номера