Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов Подарочный сертификат Подарочный сертификат

Журнал «Ролан» «Вечное возвращение» Киры Муратовой

Мировая премьера картины Киры Муратовой «Вечное возвращение» состоялась год назад, осенью 2012 года, в рамках Римского кинофестиваля. Прошлой зимой фильм завоевал «Нику» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Ленту высоко оценили профессионалы и критики, но большинство зрителей с нетерпением ждет начала октября, когда «Вечное возвращение» выйдет на российские экраны. Что на этот раз придумала Муратова, вечно возвращающаяся к сложным экспериментам с экранным пространством и временем?

Кадр, сцена, эпизод... Погружение в муратовское кино происходит незаметно. И вот уже тебе, быть может, даже против собственной воли приходится идентифицировать себя с главным героем — то ли Олегом, то ли Юрием, то ли Игорем Сергеевым, и невольно задаешься вопросом, который мучает его на протяжении всего фильма: «И что же мне делать?» Несчастный командировочный приходит в дом своей давней знакомой, с которой он когда-то учился. Приходит и с маниакальной настойчивостью требует ответа то ли на главный, то ли вовсе неуместный, но до зубовного скрежета патетичный и жизненный вопрос. Причем в пяти вариантах развития событий в образ хозяйки и гостя входят пять разных актрис и актеров. И каждый раз вопрошаемая жертва Сергеева не оставляет его наедине с бесконечной вариативностью ответа. Женщины предлагают пять вариантов:

  1. Делай то, что должен.
  2. Делай то, что хочется.
  3. Сделай то, что до этого и в голову не приходило.
  4. Напейся и ложись спать. А если не поможет — опять напейся и ложись спать.
  5. Убей себя, наконец, если все вышеперечисленное тебе не подходит. Тебе просто нравится мучить всех вокруг.

Поначалу может показаться, что Муратова потеряла связи с реальностью, однако это впечатление обманчиво. «Вечное возвращение» рисует полотно жизни, сталкивая ее великую трагичность с неотвратимой ее смехотворностью.

Передавая жизнь на экране с устрашающей точностью, Муратова оставляет ее вне пределов слов, поступков и лиц. Между строк. Она разбивает бесконечность возвращения Сергеева об осознание конечности жизни, смешивает его горькие слезы с громким смехом людей, которые решают, придать ли конечность жизни этого человека, находясь по ту сторону экрана. Слабость, безразличие и фатальность — не ощущения зрителя в зале, но действующие лица «Вечного возвращения». Рабочее название картины «Кинопробы. Однокурсники» точнее всего характеризует концепцию «Вечного возвращения». Большую часть экранного времени занимают кинопробы актеров, среди которых — артисты муратовской труппы: Рената Литвинова, Георгий Делиев, Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Алла Демидова. На протяжении всего фильма они разыгрывают одни и те же сцены в разных интерьерах. Повторяемость действия делает картину фантомной, делириозной, заставляя зрителя усомниться в целостности повествования. Но ведь Муратова всегда играет, эпатирует. Недаром критики назвали «Вечное возвращение» «гипнотической воронкой» — именно эта повторяемость, на первый взгляд размывающая целостность картины, увлекает зрителя в водоворот лиц, голосов, мыслей, чувств. Режиссер играет не только типажами и интерьерами, но создает перипетии убедительностью действия, делая движения актеров то кинематографически точными, то театрально наигранными, то нарочито профанными. Экспериментируя с типажами и интерьерами, сочетая кино и жизнь (как сказал один из персонажей фильма, сахарозаводчик-инвестор: «кино и жизнь, что не ново, но есть в этом своя милота»), Кира Муратова подарила миру затягивающий катарсический фильм о жизни, о людях и кинематографе, намекая на его несуразность устами того же сахарозаводчика: «Очень элитарно, мне нравится, а понравится ли публике?»

Журнал «Ролан» № 7 сентябрь 2013 Автор: Григорий Залежнев

Вернуться к перечню статей | Все номера