Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» «Вечное возвращение» Киры Муратовой

Мировая премьера картины Киры Муратовой «Вечное возвращение» состоялась год назад, осенью 2012 года, в рамках Римского кинофестиваля. Прошлой зимой фильм завоевал «Нику» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Ленту высоко оценили профессионалы и критики, но большинство зрителей с нетерпением ждет начала октября, когда «Вечное возвращение» выйдет на российские экраны. Что на этот раз придумала Муратова, вечно возвращающаяся к сложным экспериментам с экранным пространством и временем?

Кадр, сцена, эпизод... Погружение в муратовское кино происходит незаметно. И вот уже тебе, быть может, даже против собственной воли приходится идентифицировать себя с главным героем — то ли Олегом, то ли Юрием, то ли Игорем Сергеевым, и невольно задаешься вопросом, который мучает его на протяжении всего фильма: «И что же мне делать?» Несчастный командировочный приходит в дом своей давней знакомой, с которой он когда-то учился. Приходит и с маниакальной настойчивостью требует ответа то ли на главный, то ли вовсе неуместный, но до зубовного скрежета патетичный и жизненный вопрос. Причем в пяти вариантах развития событий в образ хозяйки и гостя входят пять разных актрис и актеров. И каждый раз вопрошаемая жертва Сергеева не оставляет его наедине с бесконечной вариативностью ответа. Женщины предлагают пять вариантов:

  1. Делай то, что должен.
  2. Делай то, что хочется.
  3. Сделай то, что до этого и в голову не приходило.
  4. Напейся и ложись спать. А если не поможет — опять напейся и ложись спать.
  5. Убей себя, наконец, если все вышеперечисленное тебе не подходит. Тебе просто нравится мучить всех вокруг.

Поначалу может показаться, что Муратова потеряла связи с реальностью, однако это впечатление обманчиво. «Вечное возвращение» рисует полотно жизни, сталкивая ее великую трагичность с неотвратимой ее смехотворностью.

Передавая жизнь на экране с устрашающей точностью, Муратова оставляет ее вне пределов слов, поступков и лиц. Между строк. Она разбивает бесконечность возвращения Сергеева об осознание конечности жизни, смешивает его горькие слезы с громким смехом людей, которые решают, придать ли конечность жизни этого человека, находясь по ту сторону экрана. Слабость, безразличие и фатальность — не ощущения зрителя в зале, но действующие лица «Вечного возвращения». Рабочее название картины «Кинопробы. Однокурсники» точнее всего характеризует концепцию «Вечного возвращения». Большую часть экранного времени занимают кинопробы актеров, среди которых — артисты муратовской труппы: Рената Литвинова, Георгий Делиев, Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Алла Демидова. На протяжении всего фильма они разыгрывают одни и те же сцены в разных интерьерах. Повторяемость действия делает картину фантомной, делириозной, заставляя зрителя усомниться в целостности повествования. Но ведь Муратова всегда играет, эпатирует. Недаром критики назвали «Вечное возвращение» «гипнотической воронкой» — именно эта повторяемость, на первый взгляд размывающая целостность картины, увлекает зрителя в водоворот лиц, голосов, мыслей, чувств. Режиссер играет не только типажами и интерьерами, но создает перипетии убедительностью действия, делая движения актеров то кинематографически точными, то театрально наигранными, то нарочито профанными. Экспериментируя с типажами и интерьерами, сочетая кино и жизнь (как сказал один из персонажей фильма, сахарозаводчик-инвестор: «кино и жизнь, что не ново, но есть в этом своя милота»), Кира Муратова подарила миру затягивающий катарсический фильм о жизни, о людях и кинематографе, намекая на его несуразность устами того же сахарозаводчика: «Очень элитарно, мне нравится, а понравится ли публике?»

Журнал «Ролан» № 7 сентябрь 2013 Автор: Григорий Залежнев

Вернуться к перечню статей | Все номера