Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Учитель на замену

Экстравагантный и неуживчивый режиссер Тони Кэй долго набивал руку на видеороликах к песням лучших американских рокеров типа Джонни Кэша и команд Soul Asylum и Red Hot Chili Peppers. Его клипы всегда становились хитами, в них чувствовался пронзительный нерв настоящего мастера рассказывать истории. Когда вышел его первый полнометражный фильм «Американская история Х», то эта резкая, неоднозначная и болевая картина тут же стала культовой и знаковой для 2000-х, знаменуя окончательный закат «бремени белого человека» и крах эпохи мульткультурализма.

Дебютный фильм Тони Кэя принес молодому Эдварду Нортону номинацию на «Оскар» и пропуск на участие в картине Дэвида Финчера «Бойцовский клуб», однако с Тони Кэем они рассорились из-за проблем с авторским монтажом картины. Тони даже хотел убрать свое имя из титров. Это что касается его неуживчивости и принципиальности. Об этом же говорит и следующий крупный проект Тони — двухчасовой неигровой фильм «Озеро огня», посвященный проблеме абортов. В своей неуемной принципиальности Тони дал слово в фильме самым ультраправым пролайферам, как называют в США противников аборта. Фильм этот Тони снимал на дорогую пленку, за свой счет и работал над картиной без малого 16 лет. Затем была криминальная драма «Транзит черной воды» с Лоуренсом Фишборном и Карлом Урбаном, прошедшая малозаметно в российском прокате, — и вот на экраны выходит третья картина Кэя — «Учитель на замену».

Генри Барт (Адриан Броуди) работает учителем на замену. Оказывается, в американских школах есть специальные экстренные учителя, которых вызывают в случае незапланированного отсутствия штатного препода. Генри Барт — отличный учитель. За худощавой внешностью потерянного интел — лектуала скрывается настоящий спецназовец от педагогики. Генри умеет быстро и ловко находить путь к самым тупым и черствым сердцам учеников, он не дает волю своим эмоциям и способен завладеть вниманием класса. Очередное назначение в школу, обычное дрянное гетто, не хуже и не лучше предыдущих. Генри окружают кошмарная атмосфера хамства учеников и их родителей, младенчески бесправные учителя с явными признаками паранойи, полное забвение основ гуманности и просвещения, заложенных во всеобщем бесплатном образовании. По счастью, Тони Кэй и его сценарист (в прошлом учитель) Карл Лунд не смакуют самые стремные подробности школьной жизни, уберегая российского зрителя от возможности сказать «все это мы видели в сериале «Школа». Однако фильм все равно уже получил у критиков статус «детоненавистнического».

Но это не совсем так: ненавистна режиссеру вся система тестового массового образования. В этом мире не мудрено сойти с ума и взять папину винтовку, чтобы расстрелять полшколы: атмосфера неуважения и цинизма словно подталкивает неуравновешенных учеников к убийству и суициду. Генри Барт взывает к голосу разума, души и сердца, и глас его, несмотря на печальную концовку, не становится гласом вопиющего в пустыне. Что-то прорастает в темных умах неблагополучных подростков, и отсвет любви, который удается раздуть Генри в их сердцах, возможно, до конца не угаснет.

Но не думайте, что «Учитель на замену» — это такая производственная драма о жизни школы. В жизни Генри, помимо паноптикума коллег по школе во главе с резкой директрисой (Марша Гэй Харден), юморного циника Чарли (Джеймс Каан), срывающейся медички (Люси Лью) и симпатичной, но слишком корпоративной училки Сары (Кристина Хендрикс), есть и другие объекты внимания и источники стресса. Во-первых, помирающий от болезни Альцгеймера дедушка, которого Генри навещает в доме престарелых. Деда и внука объединяет неприятная тайна отношений с матерью Генри, и герою Броуди приходится своеобразно отпускать грехи дедушке на его смертном одре.

А еще в богатой на катаклизмы и испытания жизни рядового учителя по обмену есть малолетняя проститутка Эрика (Сэми Гейл), столь же трогательная, сколь и испорченная. Впрочем, столкнувшись с непробиваемой нравственной устойчивостью Генри, Эрика влюбляется в него со всей красотой и преданностью одинокого ребенка. Есть у Генри и другая юная обожательница — творческая толстушка Мередит (Бэтти Кайе), однако в случае с ней все как раз заканчивается весьма трагично.

В общем, перед вами очень стильная, спокойная, вдумчивая и не лишенная азарта психологическая драма с социальным уклоном. В фильме заметная музыка и множество интересных решений, создающих неповторимую авторскую атмосфе — ру. Это и мучительнорезкие воспоминания детства главного героя, и многочисленные анимированные вставочки, очень проникновенные и выразительные, и элемент прямой документалистики. Например, перед начальными титрами в картине о своем приходе в профессию рассказывают настоящие учителя, а по ходу фильма идет нарезка из автоинтервью Генри Барта, поданная как авторский голос. Этот материал Тони Кэй записал с Адрианом почти случайно, уже после всей картины, по своей традиции экспериментировать с актерами, операторами и, как главный результат, со зрителем.

Картины Тони Кэя всегда полемичны, резки и полны подлинной боли, и, думаю, такого взгляда на проблемы современной школы (а ужас в том, что уже нельзя сказать «проблемы школы американской», так как вместе с мировыми стандартами образования они стремительно приходят и в наши края) мы еще не видели.

Журнал «Ролан» № 4 май 2012 Автор: Станислав Бенецкий

Вернуться к перечню статей | Все номера