Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Жутко громко и запредельно близко

На российских экранах — новая драма о нью-йоркской трагедии.

Игровых фильмов, затрагивающих проблему 11 сентября 2001 года, в американский прокат выходит не так уж много, и до сегодняшнего дня в этой теме лидировали фильмы документальные, режиссеры которых во главе с неутомимым диссидентом Майклом Муром пытались расследовать сентябрьскую трагедию, то отыскивая следы американских спецслужб, то наоборот — подтверждая официальную версию событий. Однако большого художественного кино на эту тему еще не было. Да и «Жутко громко…» по большому счету снят не о «черном сентябре». Трагическая утрата ребенком отца трансформируется режиссером Стивеном Далдри в метафору актуального, деятельного богоискательства, и, вопреки ожиданиям, поиски юного героя картины не оказываются бесплодными.

Оскар Шел (Томас Хорн) — эрудированный и категоричный одиннадцатилетний максималист с синдромом Аспергера. При этой форме аутизма человеку, обычно весьма одаренному, бывает трудно наладить банальные социальные связи: купить хлеб, познакомиться с одноклассником, просто выйти на улицу и сесть в автобус. До 11 сентября у Оскара был великолепный папа Томас (Том Хэнкс), который изобрел целую систему поисков якобы некогда пропавшего района в Нью-Йорке. Эта слегка безумная, но жутко творческая поисковая игра заставляла Оскара шевелиться, двигаться, преодолевать свои страхи. Однако когда отца не стало, мир почти потерял смысл. Привыкший к поискам удивительного в тривиальном, Оскар находит в отцовских вещах странный ключ, и с этого дня его жизнь превращается в безумный, кропотливый, изнуряющий — и в то же время полный эмоций, любви и смысла — поиск. Поиск замочка, который этот ключик должен открыть.

Жизнь Оскара далеко не пуста. У него есть любящая и любимая бабушка (Зо Калдвелл) и потрясающая, не менее гениальная, но тщательно скрывающая свои «поисковые таланты» мама (Сандра Баллок). Вскоре после начала поисков в жизнь Оскара входит странный немой старик (Макс фон Зюдов), полный иронии и одновременно участия в судьбе мальчика. Не последнюю роль играют и приобретенные друзья Оскара, ставшие невольными звеньями в абсурдной цепи его поисков и расследований: Эби Блек (Виола Дэвис), консьерж (Джон Гудмэн) и десятки других прекрасных, добрых, а иногда и наоборот, людей. Очевидно, что Далдри, берясь за экранизацию одноименного романа Джонатана Фоера, сделал большую ставку на кастинг. И она сыграла на все сто: критики, влюбленные в Виолу Дэвис после ее номинации на «Оскар» за главную роль в «Прислуге», отмечают проникновенную работу актрисы. Прохладно встретив мальчишку в разгар семейного конфликта, Эби Блек находит в себе силы выслушать и даже помочь мальчику, приняв правила этой странной игры. Стандартно идеальный Том Хэнкс воплощает образ настоящего отца, его сложносочиненные творческие эскапады с сыном, поданные чередой флешбеков, вызывают восторг и даже легкую зависть. Героиня Сандры Баллок — орешек для особо крепких зубов. Весь фильм она как будто плюет на проблемы сына, однако удивительный сюрприз ожидает всех, осуждающих внешне нерадивую мать.

Особенным актерским достижением критики признают игру Макса фон Зюдова, номинированного за «Жутко громко…» на высшую американскую кинонаграду. В его фильмографии не много ролей проникновенных, добрых и забавных стариков, каким он предстает в роли деда Оскара, вернувшегося в семью слишком поздно и не заставшего своего сына в живых. В сочетании с его благородной внешностью, трагической немотой и военным детством герой фон Зюдова производит мощное впечатление. Впрочем, главной находкой Далдри стал, конечно, юный дебютант Томас Хорн. Его заметили среди участников детской интеллектуальной викторины на телевидении, и в его игре зрители с удивлением узнают не только детальный, точный портрет ребенка с легкой формой аутизма, но и чувствуют всю ту непомерную психологическую работу, которую Оскару приходится проделать, чтобы просто жить как все, преодолевая свой страх даже перед качелями.

«Жутко громко и запредельно близко» не претендует на глобальный охват проблематики последствий теракта в Нью-Йорке. Сценарист Эрик Рот («Форест Гамп», «Загадочный случай Бенджамена Баттона») не ставил себе такой задачи. От перенасыщенного эмоциями и смыслами романа сохранились некоторые лаконичные, сверхточные детали того, как любая трагедия вспарывает повседневность: записи на автоответчике от отца, забаррикадированного в горящем торговом центре, или документальные кадры выпрыгивающего из окна небоскреба человека, в котором Оскар мучительно опознает отца… Это важные детали, но главная драматическая задача авторов — показать, что любая деятельность лучше, чем простое ожидание, она помогает преодолеть боль утраты. В мире всегда есть место подвигу и надежде. Незначительный вроде бы посыл, но зато — позитивный.

Журнал «Ролан» № 4 май 2012 Автор: Станислав Бенецкий

Вернуться к перечню статей | Все номера