Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Инвестиции в кино

В Москве прошел «Форум «Россия 2012». В его рамках впервые был организован Специальный День «Инвестиции в кино, телевидение и новые медиа», посвященный настоящему и будущему медиарынка, в том числе и отечественному кинематографу. На мероприятии собралось около 450 ведущих российских и международных экспертов, а всего на форуме побывало около 700 участников. Организаторами Специального дня выступили Сбербанк России, «Тройка Диалог» и компания Cinemotion Group.

Встреча представителей кино и бизнеса прошла в «Красном Октябре», который все больше становится популярной медиа-арт-площадкой. Сюда, в кирпичные корпуса с более чем столетней историей, в пространстве которых все еще витают ароматы бывшей кондитерской фабрики, охотно собираются журналисты и представители медиа.

В пространстве центра Digital October, где проходил форум, весьма символично смотрелись названия залов с именами знаменитых кинематографистов — Эйзенштейна, Тарковского, Феллини, Бергмана, Параджанова. Техническое оснащение и организация вполне отвечали уровню форума, наличие параллельных площадок ставило гостей и участников перед нелегким выбором, а разброс интересов участников был велик по вполне объективным причинам. Одна из них — российский кинорынок находится в состоянии энтропии в силу общемировой тенденции к взаимопроникновению кино, телевидения и Интернета, что, собственно, и привело к формированию таинственных новых медиа. Дискуссионные панели, преимущественно сформированные Cinemotion Group, дали участникам уникальную возможность обсудить проекты, связанные с этой глобальной тенденцией.

Едва ли не самой популярной оказалась дискуссионная панель «Государственная поддержка производства и проката отечественного кино — что изменится?», в которой приняли участие исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков, президент Гильдии продюсеров России Ренат Давлетьяров, вице-президент кинокомпании «СТВ» Анна Крутова, режиссер и продюсер Джаник Файзиев, генеральный директор «Арт Пикчерз студио» Дмитрий Рудовский.

В финале выступлений последний высказал мнение, что к «лучшему изменится все», но это скорее тренд, а не ближайшее будущее. Сам факт необходимости совершенствования государственной поддержки производства и проката отечественного кино ни у кого сомнений не вызывал, но пути изменений предлагались самые разные, часто взаимоисключающие, поэтому в зале бушевали далеко не экранные страсти. Достаточно вспомнить высказывание Джаника Файзиева: «Посмотрите на себя и найдите хоть один предмет отечественного производства. А на съемках большого кино надо свести в единое целое 15-20 национальных отраслей».

Панель «Есть ли будущее у кинотеатров и кинопроката?», которую модерировал тележурналист Иван Кудрявцев, была посвящена прокату. В разговоре о проблемах окупаемости кинотеатров в глубинке также участвовали генеральный директор «Кронверк Синема» Андрей Терешок и основатель федеральных киносетей «Кронверк Синема» и «КиноСити» Эдуард Пичугин. Но самым эмоциональным оказалось выступление Федора Бондарчука, у которого накопилось много претензий к тому, как были прокатаны фильмы «Дом» и «Два дня». При всей любви известного актера и режиссера к глобальным проектам, он высказал мысль о том, что «будущее российского проката — за небольшими независимыми компаниями, с ними и надо работать!».

Панель «Совместное производство: как найти общий язык?» была посвящена копродукции. Модератором панели выступила директор Междуна- родного департамента Фонда кино Елена Романова, поскольку совместные кинопроекты являются одним из успешных направлений деятельности фонда. В 2011 году Россия вступила в фонд «Евримаж», благодаря чему был одобрен первый совместный проект с мажоритарным российским участием. Примером успешной копродукции России и Франции стал телефильм «Распутин» (режиссер Жозе Дайан), в который телеканал «Россия» инвестировал 5 миллионов долларов, после чего было принято решение сделать полнометражную киноверсию проекта, которая выйдет в российский прокат в сентябре. Занятно, что из одного отснятого материала удалось сделать два абсолютно разных продукта. Кстати, в рамках Берлинского кинорынка, прошедшего вскоре после форума, были названы и получатели грантов Германо-российского фонда развития проектов совместного производства. К созданию этого совместного фонда имеет непосредственное отношение российский Фонд кино.

Дискуссия «Медиапираты: Стоит ли на самом деле с ними бороться?» и несколько панелей, посвященных новым медиаформатам, касались вопросов конкуренции и монетизации. Как создать новый формат, как его продать, как защитить готовый контент от утечки в бездонный и бессовестный Интернет. Старший вице-президент по федеральным программам и корпоративному управлению «Системы Масс-Медиа» Евгений Савостьянов заверил в скором создании и внедрении адекватной законодательной базы, которая «приведет свободный народ Интернета к цивилизованным нормам». Панели, посвященные трансмедиа, языку нового общения, дистрибуции контента, наводят на мысль, что у нашего кинематографа в данный момент есть реальная возможность перескочить длительный этап, на котором зарубежные кинематографии и телеканалы существовали отдельно и упорядоченно, без новых медиа. Но такое преобразование возможно только с хорошо выстроенной финансовой структурой.

Управляющий директор и руководитель аппарата президента «Тройки Диалог» Гор Нахапетян на пресс-конференции форума высказал свое мнение по поводу финансовой составляющей российской киноотрасли: «Инвестиции в кино можно сравнить с венчурными: они очень рискованны — из 10 проинвестированных проектов зарабатывает один или два, и их прибыль должна покрывать расходы по всем оставшимся проектам. В мире уже все придумано, существуют специальные компании и фонды, работающие с продюсерами. Подобные институты появляются и в России».

«Тройка Диалог» инициировала и создание профильного закрытого паевого инвестфонда, ориентированного на поддержку проектов медиаиндустрии. Буквально накануне форума Сбербанк России анонсировал создание венчурного фонда с солидным стартовым объемом. Сбербанк заинтересован в развитии ноу-хау технологий и будет главным их потребителем. Фонд планирует инвестировать в высокотехнологичные проекты, которые будут реализовываться по всему миру.

Специальный день в рамках «Форума «Россия 2012» — попытка посмотреть на отечественный кинематограф как на бизнес, то есть комплексно: вопросы, проблемы, достижения и перспективы. И с этой точки зрения он стал определенным стимулом для инвесторов. Вложения в российское кино рискованны, но не больше, чем в любой другой бизнес. А кто не рискует, тот не выигрывает.

С использованием материалов Фонда кино и сайта «Профисинема».

Журнал «Ролан» № 2 март 2012

Вернуться к перечню статей | Все номера