Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Девушки начинают и выигрывают

Три фильма, отмеченные главными «тигровыми наградами» 41-го фестиваля в Роттердаме, представляют три разных континента (Азию, Латинскую Америку, Восточную Европу) и все сняты режиссерами-женщинами. Это «Яйцо и камень» китаянки Хуанг Йи, «С четверга по воскресенье» чилийки Доминги Сотомайор и «Клип» Майи Милош из Сербии.

Каждая из картин-победительниц показывает меняющуюся роль женщины в современном мире, которая становится все более радикальной и активной. Причем акцент сделан на совсем молодых женщинах, по сути девочках, которые попадают во взрослые ситуации и решают их не по-детски. В китайском фильме 14-летняя героиня оказывается отвергнута родной матерью: это живая иллюстрация предрассудков, укорененных в китайском обществе, где ограничена рождаемость, поэтому девочка считается нежеланным ребенком. Но именно это вынужденное сиротство становится ее стимулом для борьбы. Чилийский фильм не столь драматичен, однако и он построен на переживаниях девочки-подростка: во время каникул с родителями она становится свидетельницей кризиса семьи и навсегда прощается с детством.

Самая сильная из трех картин — сербская. Здесь героиня отчуждена от поколения «стариков»-родителей целым комплексом социальных и культурных барьеров. Депрессивная жизнь в стране, проигравшей войну, в провинциальном городке, в семье с тяжелобольным отцом оставляет девушке сомнительный выход в мир секса, наркотиков и Фейсбука, куда молодежь выкладывает свои откровения. Один из видов оружия, которое героиня использует для самоутверждения, — снятый на смартфон эротический клип. С его помощью она пытается завоевать тело и сердце парня из соседнего класса, предлагая ему осуществить свои фантазии. Только в финальных титрах сообщается, что в них не участвовали несовершеннолетние. К искусству монтажа в качестве достоинств фильма следует присовокупить объемность драматургии, которая выгодно отличает его от российского проблемно-молодежного кино (ближайший аналог — «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики).

Россия участвовала в конкурсе фильмом «Жить» Василия Сигарева. В феминистскую проблематику он совсем не вписывался, хотя самая сильная роль в нем тоже женская и сыграна Яной Трояновой. Именно ее героиня, потрясенная свалившейся на нее бедой, пытает священника вопросами о смысле жизни и любви. И другие персонажи картины, состоящей из трех самостоятельных, но внутренне связанных историй, ходят по зыбкой грани между жизнью и смертью, порой переходя ее и даже ухитряясь возвращаться обратно. Пространство мертвых и пространство живых сливаются воедино в мистический, окутанный туманом пейзаж провинциальной России. Сигарев создает условную, во многом театральную конструкцию, но оживляет ее пронзительными кинематографическими решениями. В Роттердаме картину смотрели с интересом, однако жюри предпочло фильмы попроще и ближе к реализму, чем к символизму. Единственный мотив, который мог бы быть вписан в роттердамский контекст, — мучения мальчика, отторгнутого матерью, — оказался в фильме Сигарева прописан наиболее пунктирно.

Помимо «Жить» российское кино на фестивале представляли еще четыре важных фильма. Это «Охотник» Бакура Бакурадзе, «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, «Сердца бумеранг» Николая Хомерики и «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Последний, как это ни удивительно при его специфических национальных особенностях, большом метраже и довольно сложной структуре, оказался одним из лидеров зрительского рейтинга.

Вывод, который можно сделать из панорамы представленных на фестивале фильмов, и не только конкурсных: кино продолжает искать и порой находит новую степень художественной свободы.

Роттердам много лет считался оазисом экспериментального кинотворчества, иногда в самых его экстремальных формах. Второй слабостью фестиваля, его фанатичной любовью было дальневосточное, особенно японское кино, которому здесь была открыта зеленая улица. В этом году Роттердам немного изменил любимой Азии, заведя слишком уж зажигательный флирт с Латинской Америкой. С ней были связаны многие наиболее яркие и сочные события фестиваля. В частности, бразильская ретроспектива «Пасть мусора» — образцы авангарда и жанрового трэша 60-80-х годов, в которых смешались изощренное эстетство и социальная сатира. Вот где хулиганство било ключом — и Роттердам, в свое время пропустивший эту фазу, сегодня с удовольствием к ней вернулся.

Журнал «Ролан» № 2 март 2012 Автор: Елена Плахова

Вернуться к перечню статей | Все номера