Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Александр Стриженов: Нескучное кино

Премьера первого дня весны, комедия. Она заставит зрителя смеяться, плакать, забыть о попкорне, а главное — думать. И все это — легко и жизнеутверждающе.

Художественный руководитель и сопродюсер проекта Александр Стриженов, рассказывая о создании фильма, без смущения называет себя дебютантом. Может быть, потому, что за «Самоубийц» всем его создателям можно поставить твердый «зачет».

— «Самоубийцы» очень динамично, с большим юмором сделаны, в какой-то момент даже забываешь, из-за чего весь сыр-бор разгорелся...
— Мы делали фильм-аттракцион. Сначала это череда фантастических, фатально неудачных попыток самоубийства «на счет три». Мы их даем исключительно для того, чтобы показать, что «на счет три», в последний момент у человека срабатывает инстинкт самосохранения, жажда жизни, когда что-то неизменно удерживает героев в этом мире. В определенном смысле это прекрасная добрая сказка о безобразно жестоких реалиях жизни. Особенно жестоких, когда человек нацелен на жизнь, а не на бездумное существование, но эта жизнь остается недоступной, несмотря на все его усилия. Не сломаться в этих условиях тяжело. К сожалению, мы не можем помочь всем материально, это не в наших силах. Но мы можем показать возможность иного выхода, призвать к надежде. И мы это делаем искренне. Обращение к серьезной теме утраивает ответственность. Нельзя говорить о таких вещах поверхностно. Именно поэтому история зацепила, и мне кажется, что нам удалось предложить некий выход.

— Например, в качестве альтернативы феерично грабить гламурные бутики?
— Мы ни в коей мере не призываем к хаосу под девизом «завтра умирать, а значит, никакой ответственности». Мне бы хотелось быть правильно услышанным и понятым: именно ответственность лишает нас всякого повода задуматься об уходе из жизни. Этот этап наши герои в картине проходят, но спасает их то, что в хаосе между ними неожиданно возникают отношения дружбы, привязанности и даже любви. Возникает ответственность, а это уже серьезный аргумент. «Самоубийцы» — комедия, а значит, мы хотели донести этот урок без лишней назидательности. Да, это такой молодежный аттракцион, в ходе которого одинокие разбитые сердца встретились и нашли поддержку друг в друге.

— На какую аудиторию вы рассчитываете, кто пойдет на это кино, кому эта история окажется близкой и понятной?
— Моя десятилетняя дочь смотрела это кино, и ей понравилось, причем не потому, что она там снималась. Я видел, что она смеется там, где не смеюсь, скажем, я, зато я смеюсь в другом месте. Про «Самоубийц» можно с чистой совестью сказать то, что говорят все продюсеры: «Приходите, и каждый найдет свое». Это действительно так. Одни почувствуют рок-н-ролльное настроение, другие будут хохотать над аттракционом нелепых ситуаций, в которых оказываются наши герои, для кого-то будет превалировать развитие мысли. Потому что самый страшный жанр кино — это скучное кино. А «Самоубийцы» — кино нескучное. В этой ситуации, в этой компании, с этим бюджетом мы сделали то, что хотели сделать.

— Теперь важно, чтобы «Самоубийцам» повезло с прокатом...
— Реакция профессионалов во время показа на кинорынке уже говорит о многом. С просмотра ушло всего несколько человек, а представителям кинотеатров обычно достаточно пятнадцати минут, чтобы понять, пойдет зритель на этот фильм или нет, а дальше все бегут на какие-то встречи и подписания договоров. У нас зал очень тепло принимал картину, в конце люди даже стояли на лестницах. Мне кажется, что кино получилось умное — во всяком случае, не лишенное смысла. Здесь нет стеба, и это ситуационно другая комедия, она полностью выросла из наших реалий. У нас не было даже мыслей использовать чьи-то идеи, это оригинальное кино, именно потому, что нам пришло в голову собрать в клубе самоубийц таких узнаваемых, абсолютно наших героев. В конце концов, от великого до смешного — один шаг, причем в любую сторону. Задуматься о чем-то можно любому человеку, не обязательно для этого попадать в тяжелую жизненную ситуацию, подобно нашим героям. Меня в этом смысле порадовал показ для фокус-группы, когда молодые люди, выходя из зала, говорили, что их зацепила история и что там есть над чем подумать. После этого просмотра они начали активно писать о фильме в блогах, что тоже приятно. Это была первая реальная публика.

— Как вы нашли деньги для съемок?
— Мы изначально не планировали возложить всю финансовую ответственность на одного несчастного инвестора. Ответственность была поделена, и в результате кто-то принес в проект свой талант, кто-то — свое время, кто-то — часть денег. Мне было радостно все это наблюдать, потому что я видел, как меняется отношение к процессу. Каждый «департамент» приносил, предлагал, вплоть до того, что вот, у меня есть такой замечательный тулупчик или лампочка, которые очень сюда подойдут. Менялась причинно-следственная связь. На самом деле все и всегда в кино делают общее дело, в этом специфика кинематографа. Но у нас все это делали с каким-то особенным рвением. Это было очень приятно наблюдать.

— Режиссер фильма — Егор Баранов, молодой человек, о котором до недавнего времени никто ничего не знал.
— Я вам больше скажу, «Самоубийцы» — его дипломная работа, в прямом смысле — дебют. Мы в какой-то мере пошли на эксперимент, и это касалось всего, включая организационную работу. Пример Баранова стал заразительным...

— И в вашей картине оказалось много дебютов...
— «Самоубийцы» — дебютное кино, в котором многие из нас смогли воплотить какие-то свои желания, реализовать таланты. Оператор, художник-постановщик, даже музыкальный продюсер на нашем фильме — все дебютанты. Леонид Бурлаков — человек давно на рынке известный в качестве музыкального продюсера Земфиры, проектов «Мумий Тролль» и «Братья Гримм», но как музыкальный продюсер, сформировавший весь саундтрек картины от начала до конца, он состоялся на нашем проекте. Это тоже — дебют. Да и все мы в качестве кинопродюсеров выступали впервые, я, например, как художественный руководитель никогда ранее не работал.

— Как вам удалось сохранить весь этот очевидно молодежный порыв, притом что весь проект осуществлен масштабно и мастерски?
— В данном случае мы идеологически направляли и поддерживали команду авторов, использовали их энергию для воплощения замысла. Мне много раз предлагали преподавать, всякий раз мне казалось, что это рутинная, долгая история. Здесь, на таком независимом проекте, у меня есть возможность передать свои знания, а у молодых — проверить свое серьезное теоретическое образование на практике. Наш фильм — определенный стимул для того, чтобы молодые и талантливые шли в кино, писали, снимали....

— Судя по тому, как часто российские кинематографисты снимают независимое кино, опираясь только на собственные силы, создается впечатление, что наш кинематограф в данный момент существует не благодаря господдержке, а вопреки ее отсутствию.
— Мне хотелось доказать нашей киноиндустрии, что можно существовать и без помощи государства. Эксперимент оказался не до конца честным, потому что на выходе нас, к счастью, поддержал Фонд кино. Снять кино — только половина дела, и на него еще можно наскрести денег, это реально. Однако дальше начинается самое сложное — донести кино до зрителя. Компания «Парадиз», которая уже имеет опыт работы с российским кино, сочла нашу картину зрительской. Но мне с трудом представляется тот, кто полностью взял бы на себя риски, связанные с рекламой фильма. Это огромный бюджет, сопоставимый со стоимостью самой картины, — как минимум затраты должны быть не меньше, чем расходы на сам фильм. Фондом кино были выделены деньги на рекламную кампанию «Самоубийц», поскольку фильм был признан социально значимой картиной. Мимо этой темы пройти было нельзя. Общими усилиями фильм «Самоубийцы» с 1 марта выходит в прокат.

— Фильм начинался с идеи или к вам попал уже готовый сценарий?
— Сценарий новосибирского автора Юрия Патренина попал к нам через сопродюсера проекта Виктора Алисова. История показалась очень свежей, но, кроме того, мы так или иначе его дорабатывали. Картина зацепила, потому что она имеет прямое отношение к нашей жизни. 800 тысяч человек за последние двадцать лет — это город. Раз — и нет города: «метеорит» упал. И причины-то у всех понятные, и появляются они от недостатка образования духовного, когда юный человек уже заранее готов свести счеты с жизнью. А конкретной причиной может стать все что угодно. Мало кто знает цифры, например, говорящие о несопоставимости количества фанатов, покончивших с собой в Америке после смерти Курта Кобейна, и количества девушек, которые сделали это после смерти одной нашей поп-звезды.

— По-вашему, в чем может быть выход?
— Когда у человека есть основы духовной жизни, все проще. Без веры очень тяжело найти точку опоры, найти смысл в продолжении жизни, если она не приносит тебе радости, благосостояния, успеха. Главное — правильно переформулировать вопрос. Не кричать в отчаянии: «За что? За что?», а спросить: «Для чего?» Все эти сложности, испытания, трагедии, они нам для чего-то даны, и если задаться этим вопросом, то ответ придет. Никто ведь не обещал, что жить будет легко. Поэтому надо жить в преодолении, в борьбе, одерживая каждый день свои маленькие победы над действительностью.

Журнал «Ролан» № 2 март 2012

Вернуться к перечню статей | Все номера