Город:
Москва
Город:
  • Москва
  • Волгоград
  • Рязань
  • Самара
  • Курск
  • Кострома
  • Щелково
Кинотеатр:
Выберите кинотеатр...
Кинотеатр:
  • Пять звезд на Павелецкой
  • Ролан
  • Пять звезд на Новокузнецкой
Сервис покупки билетов Покупка билетов

Журнал «Ролан» Шекспир, любовь и прочие ценности

Этой зимой киноафиша сети «Пять звезд» предложит киногурманам меню из стилистически разнообразных фильмов, созданных именитыми авторами, среди которых британский актер Рэйф Файнс, американская писательница Кэтрин Стокетт и даже сама Мадонна. Предлагаем вашему вниманию обзор самых интересных проектов сезона.

Кориолан
На экранах — первая режиссерская работа знаменитого британского актера Рэйфа Файнса, в которой он вместе с Джерардом Батлером сыграл одну из главных ролей.

Творческое наследие Уильяма Шекспира (если, конечно, он вообще существовал) претерпевало много разных трактовок и прочтений, вариаций и аллюзий, постановок и экранизаций. Сделать что-то революционно-новое с Шекспиром нельзя: что бы вы ни придумали, это будет вполне укладываться в шекспировскую модель реальности. Тем не менее английский актер, режиссер и продюсер Рэйф Файнс попробовал — и получилась весьма удачная экранизация драмы «Кориолан», созданной Шекспиром на основе событий, весьма противоречиво описанных древнеримскими историками. Но Рэйф, в отличие от, скажем, Роланда Эммериха с его «Анонимом», не задавался целью докопаться до истинных обстоятельств жизни римского воина, сумевшего стать консулом республики, но в итоге решившего завоевать Рим и отвергший его консульство народ. Файнс не погружается в исторический анализ, он просто экранизирует шекспировскую драму, перенося действие с диалогами в атмосферу современной европейской войны и политических методов воздействия. Получилось как в случае с «Ричардом III» Ричарда Лонкрейна, сумевшего идеально свести воедино дух шекспировской мистики с напряженным нервом современных картин 90-х, то есть очень хорошо.

С Шекспиром ведь главное что? Не перемудрить в доработках и аллюзиях на современность, оставить побольше от оригинала в диалогах и сюжете и найти актеров, способных транслировать сгущенный, мощный поток энергии. Ну хотя бы одного-двух. И Лонкрейну в свое время, и Файнсу ныне это вполне удалось. На роль главного героя, славного полководца и покорителя варваров Гнея Марция, в честь успешного похода против мятежных вольсков прозванного Кориоланом, Рэйф поместил самого себя. Ответственное, непростое решение, но Рэйф честно пошел по пути режиссерско-актерского самоконтроля. В его благородном Кориолане сочетаются и безмерная гордость патриция, и безумная доблесть римского легионера, и любящее, сентиментальное сердце верного сына своей матери Волюмнии (Ванесса Редгрейв), чуть в меньшей степени — любящего отца и мужа прекрасной и покорной Виргилии (Джессика Честейн). Но именно этим прекрасным женщинам придется вымаливать милость к поверженному Риму у надменного и гневного Марция, когда он захватит город с отрядами когда-то ненавистных ему самому вольсков и их предводителем Авфидиусом, которого блестяще сыграл Джерард Батлер. Как видите, Файнс окружил себя сильными актерами. Блестящий образ матери Марция, Волюмнии, создает Редгрейв: той же безумной жаждой подвига и славы, что и у ее сына, горят ее ясные глаза. Но куда гибче и мудрей женский ум, пытающийся уговорить Кориолана не портить отношений с народом и не выказывать презрения к негодующей и испуганной толпе граждан. Настоящим воином, но чуть менее пылким и страстным, предстает Авфидиус: чуть больше живых эмоций простого человека, а не универсальной машины смерти, действующей на топливе гордыни и гнева.

«Кориолан» Файнса получился очень актуальным и даже злободневным фильмом. Великолепные тексты Шекспира даны в субтитрах, так что зрителям предоставлен шанс окунуться в подлинную атмосферу творческого замысла режиссера, посмотреть, как меняется голос и мимика великолепного Файнса, как этот пластичный и сдержанный эстет превращается в своего рода Муссолини, брызжущего слюной ярости и праведного гнева. Этот фильм дает прекрасную панораму двух обличий власти: холодного, грозного, величественного, этатистски-жертвенного, по сути — фашизоидного и бесчеловечного, но необычайно возвышенного в своей предельной готовности к жертве. Это власть, которую хотел дать Риму консул Кориолан, пока толпа, науськанная пригревшимися на местах трибунами в блестящем исполнении Пола Джессона и Джеймса Несбитта, не отвергла консула-воина, не желавшего играть в популистские игры с чернью. И другая природа власти — разбойничье-харизматическая вольница лучшего среди равных, сплоченных не высокой идеей, а взаимовыгодой и необходимостью людей. Эту власть, такую живую и народную, практически семейственную, мятежный Кориолан увидел только в стане врагов-вольсков, у ненавистного Авфидиуса, и этой близости и взаимопонимания с народом как раз недоставало римскому изгнаннику Кориолану.

И вот между такими типами властей — консульской, легитимной власти в изгнании и повстанческого, мародерского сговора варваров — устанавливается недолгий, обреченный на распад союз. Хотя в отношениях двух свирепых львов — Авфидиуса и Кориолана — есть нерв настоящей воинской дружбы и уважения, свойственной далекому и доблестному времени.

Есть еще, конечно, и третий образ — образ власти, что со времен Древнего Рима зовется властью народа. Но Файнс, строго по букве Шекспира, разоблачает механизмы мнимого народовластия, когда слепая толпа выкрикивает приговор несимпатичному консулу под руководством видящих на полхода дальше кукловодов, заинтересованных только в своей личной выгоде и абстрактных «правах» и «свободах». Фильм, как видите, актуальный, и Шекспир, который здесь не испорчен, а только начищен и отполирован до блеска, все-таки не устаревает.

Журнал «Ролан» № 1 февраль 2012 Автор: Станислав Бенецкий

Вернуться к перечню статей | Все номера