Журнал «Ролан» → Нежность
Что изменится в жизни среднестатистического одинокого клерка, если однажды вместо делового разговора симпатичная коллега просто подарит ему исполненный нежности поцелуй?
Для бородача-скандинава Маркуса (Франсуа Дамиенс) странный поцелуй трагически одинокой после смерти мужа Натали (Одри Тоту) стал новым смыслом жизни. Да, у Натали были проблемы — ее раздражали ухаживания мужчин, а затянувшийся на три года траур по мужу превратился во что-то привычно-тягостное, от чего приходилось отвлекаться работой. В порыве сердца загадав поцеловать первого встречного мужчину, Натали исполняет свою странную прихоть и тем самым меняет судьбу, несмотря на злые усмешки и непонимание подруг и многочисленных ухажеров, мечтавших о благосклонности миниатюрной брюнетки.
Режиссер комедийной мелодрамы «Нежность», наверное, смотрел когда-то «Служебный роман» Рязанова. По крайней мере, настроение и тональность этих картин очень схожи. Впрочем, странствующий сюжет о той или иной степени тяжести романтических связей на работе, ныне прозываемых модным словом «харрасмент», за последние годы претерпел много удивительных метаморфоз и трактовок. После многочисленных «Предложений», «Дьяволов в Prada» и сериалов «Офис» вся «эта дурацкая любовь» между сослуживцами приобрела оттенок откровенно комический, карнавальный. В таком контексте «Нежность» Давида и Стефана Фонкиносов кажется классической ретрокомедией с чистыми эмоциями и непривычно нормальными, традиционными мотивами в поведении персонажей. Ведь весь комизм ситуации Натали и Маркуса заключается в том, что она — успешная красавица на хорошей должности, а он — чудаковатый громила с нордическим чувством юмора и прямотой нибелунга. В общем, парочка еще та, и поначалу ничего, кроме усмешки, попытка Маркуса завоевать печальное сердце Натали не вызывает. Однако постепенно сердца и зрителей, и самой Натали тают от наивной уверенности Маркуса в возможность чуда, от его робкой и в то же время чистой и открытой любви. Так внезапно из шалости, ошибки, каприза рождается судьбоносное чувство. Французы мастера на такие сентиментальные ходы, которые бы, наверное, смотрелись искусственно в кино, скажем, скандинавском или даже американском.
Вообще, режиссеры картины, братья Фонкинос, давно работают в кино. Однако Давид — по преимуществу писатель, выступает как сценарист или автор идеи, Стефан, напротив, один из ведущих во Франции директоров по кастингу. Он работал над несколькими десятками картин, в том числе с Вуди Алленом над «Полночью в Париже», с Флорианом Доннерсмарком над «Туристом», с Франсуа Озоном, Питером Гринуэем и Жан-Люком Годаром.