Журнал «Ролан» → Дж. Эдгар
Клинт Иствуд выпускает каждый год по фильму, а мы не перестаем удивляться тому, как чуток этот человек к пульсу времени. В момент, когда весь мир переживает тотальное разочарование в политическом способе разрешения проблем, когда службы безопасности дискредитированы, а военные конфликты перестали считаться священными, Иствуд создает картину «Дж. Эдгар» об Эдгаре Гувере, человеке, который в течение долгих лет был одним из самых жестких руководителей ФБР.
Если сравнивать Гувера с кем-то из наших, отечественных «знаменитостей», то уместнее всего было бы его сравнить, пожалуй, с Феликсом Дзержинским. По радикальности своих методов, статусу управляемых им работников и таинственности окружающего ореола Гувер вполне мог бы соперничать с нашим Железным Феликсом. Более известный у нас Маккарти ему и в подметки не годился, хотя бы потому, что Гувер был фанатичнее, упорнее и… ловчее.
Воплотить на экране этого одновременно величественного и жалкого человека — настоящий вызов для любого актера. Клинт Иствуд пригласил в свой фильм Леонардо ДиКаприо, который создал объемный, сложный образ, сыграв Гувера сразу в двух возрастах — молодого и старого.
ДиКаприо в последнее время тщательнее подходит к выбору персонажей: всем известно, что уже давно он мечтает удостоиться премии «Оскар», но академики постоянно предпочитают ему кого-то еще. ДиКаприо воспринимает это как призыв работать еще упорнее (например, его роль в «Великом Гэтсби»). Но пока его называют лишь претендентом на «Оскар» за роль Гувера. В гриме пожилого директора ФБР, удрученного жизненными неудачами, но не сломленного, гордого и заносчивого, ДиКаприо перевоплощается до такой степени, что становится даже не по себе.
Клинт Иствуд собрал все возможные сведения о Гувере (как и в случае с подобными советскими руководителями, после смерти Гувера практически все документы были уничтожены). Получился фильм-предположение, в котором много спорных моментов, и все же нельзя с точностью сказать, что какого-то из них в принципе не могло быть.
Гувер живет с матерью, в него влюблен его заместитель (мужчина), а женщины… Здесь Иствуд предпочитает уйти от ответа, но дает потрясающую сцену. Молодой Гувер встречает девушку и на первом же полусвидании падает на колени, делает ей предложение. Она говорит: «Извините, но в моих планах нет замужества».
Гувер, помолчав, отвечает: «Тогда, может быть, вы согласитесь стать моей секретаршей?» Это предложение она принимает и остается рядом с Гувером на протяжении всей своей дальнейшей жизни. Такими сценами, характерными для биографии Гувера, насыщен весь фильм. Их анекдотичный характер не мешает верить Иствуду: этот человек зарекомендовал себя как искренний и строгий художник, который не станет придумывать для красного словца.
Гувера играть необыкновенно сложно. ДиКаприо в каждом кадре задает нам загадки. Поступки его героя в результате становятся для нас каждый раз такой же неожиданностью, как и для действующих лиц, а его лицо сквозь грим выражает всю натуру директора ФБР, который в конце жизни мог задать вопрос: «Кто самый известный человек двадцатого века?» — и без колебаний ответить: «Конечно, я!»